Наука и технологии России

Вход Регистрация

Законопроект «Об образовании в РФ» сокращён на треть

В феврале Российский союз ректоров (РСР) проведёт итоговое обсуждение новой редакции законопроекта «Об образовании в РФ». Об этом 23 декабря на заседании в МГУ сообщил президент союза Виктор Садовничий.

Свои предложения по доработке документа подготовили более 600 вузов, отправив в Минобрнауки замечания на 200 страницах. В начале октября на одной из конференций «союз ректоров раскритиковал законопроект», напомнил Садовничий.

Среди самых острых вопросов – введение обязательного дошкольного образования, исключение из проекта ФЗ начального профобразования как самостоятельного уровня, ликвидация академий из перечня вузов. Недостаточно чётко прописаны основные принципы – единства образования и воспитания, интеграции с наукой, академической свободы. На сегодняшний день около 20 вопросов требуют более детальной проработки, считают в РСР. В срок до 24 января из регионов должны будут поступить окончательные варианты предложений по усовершенствованию законопроекта, которые ректоры обсудят в феврале.

Большие надежды РСР возлагает на созданную недавно комиссию для рассмотрения замечаний и предложений по проекту нового ФЗ. Возглавил её советник президента РФ Вениамин Яковлев, принявший участие в собрании ректоров. Он напомнил, что с 1 декабря на сайте «Законопроект-2010.ру» проходит всенародное обсуждение законопроекта. Интерес к документу есть, но в основном со стороны профессионального сообщества – преподавателей, вузовских работников, учёных. «В целом обсуждение спокойное, не такое бурное, как было с законопроектом “О полиции”, – отметил Вениамин Яковлев. – Возможно, это связано с тем, что в нашем случае нет никаких переименований».

По мнению советника президента, есть ряд острых вопросов, главным образом социального характера. Новый закон ни в коем случае не должен противоречить Конституции и, в частности, её 43-й статье, гарантирующей бесплатное и доступное образование. В первую очередь это касается дошкольного, школьного образования и среднего профобразования. Бесплатность эта обеспечивается системой государственных и муниципальных учреждений через бюджет. Но при этом возникает вопрос: а как же принцип равноправия, о котором в последнее время много говорят?

Могут ли частные образовательные учреждения претендовать на бюджетное финансирование?

Это очень серьёзный вопрос, который требует детальной проработки, подчеркнул Яковлев.

Кроме того, вызывают споры проблемы светскости образования и в целом его содержания, участия семьи в образовательном процессе. «Сегодня я только ставлю эти вопросы, – сказал советник президента. – Ответы на них нам предстоит найти вместе с общественностью в ходе всенародного обсуждения законопроекта».

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко согласился, что законопроект очень сложный. С одной стороны, хочется иметь интегрированный, кодифицированный закон, а с другой – ситуация в образовании сильно меняется, поэтому крайне сложно чётко и однозначно прописать все вопросы. Желание подготовить закон прямого действия приводит к тому, что документ становится слишком большим по объёму, которым крайне сложно пользоваться даже специалистам.

«Закон об образовании, если он не популистский, никогда не будет принят на ура,

– предупредил министр. – Слишком много проблем, конфликтов интересов, противоречий с имеющейся в стране экономической ситуацией. И, кстати, не только у нас. Запросы образования в любом государстве таковы, что не могут быть полностью обеспечены даже успешно развивающейся экономикой».

Есть ещё одна проблема: каким бы ни был законопроект, при его обсуждении всегда будут оценивать не только сам документ, но и ситуацию в сфере образования. Поэтому судьба этого проекта ФЗ непростая, замечает Андрей Фурсенко.

Несмотря на все ожидаемые министерством трудности, уже сейчас есть одна хорошая новость: в ходе прошедшего обсуждения законопроекта «Об образовании в РФ» документ сокращён на треть.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 3

Галереи

255-летие МГУ

В меру официально и торжественно. 25 января 2010 года

27 фото

Московский физико-технический институт сегодня

МФТИ создан в 1951 году. Его основателями и сотрудниками были П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, получившие Нобелевские премии за выдающиеся достижения в физике. Здесь учились нобелевские лауреаты по физике 2010 года Андрей Гейм и Константин Новоселов. Институт готовит специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. В институте преподают студентам более 80 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. С самого основания в Московском физико-техническом институте используется оригинальная система подготовки специалистов, получившая широкую известность как «система Физтеха», когда практическая работа в научном вузе начинается на третьем курсе.

35 фото

Обсуждение