Наука и технологии России

Вход Регистрация

ПТУ легче всего затоптать

Пока в интернете проходит всенародное обсуждение законопроекта об образовании, власти тоже не бездействуют. На прошедших недавно парламентских слушаниях решали судьбу начального профобразования, которое по непонятным для многих причинам исчезло из нового проекта ФЗ.

Обсуждение проблем образования и науки у нас нередко превращается в ток-шоу, заметил в начале заседания председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов: «Есть опасность заболтать тему – почва для этого благодатная. Все понимают, что образование недофинансировано. Но ставятся цели догнать те страны, которые вкладывают в образование вдвое больше. Как этого добиться? Наверное, опять придётся выезжать на головах».

Но одно дело амбиции, которые связывают с ведущими вузами и на которые не жалеют миллиардные вложения. А другое – ПТУ, которые вряд ли прославят Россию на мировом уровне. Поэтому с ними можно особо не церемониться.

Дискуссии о судьбе начального профобразования (НПО) обострились в этом году в связи с предложением убрать из нового проекта закона этот уровень. Получается, нам не нужны квалифицированные рабочие?

«Уже давно назрела необходимость реформирования этой подсистемы, – объясняет замдиректора департамента профобразования Минобрнауки Олег Орчаков. – Нынешние ПТУ выполняют не свойственную образовательным учреждениям функцию. Они фактически аккумулируют подростков, которые не пошли в 10-й класс и там попросту коротают время до армии. Уровень мотивации к учёбе у этих ребят невысок. Естественно, они приобретают какую-то профессию. Но какого она качества? В ПТУ сейчас получают базовое профессиональное и полное среднее образование. Но о какой профессиональной подготовке можно говорить, если на неё отводится только 30 процентов учебного времени, а остальное – на общеобразовательные предметы. Работодателям нужны высококвалифицированные кадры – с 3–4 разрядом. А такая подготовка требует не только соответствующих преподавателей, но и хорошей материально-технической базы, которая отвечала бы задачам современного производства».

Реформу НПО решили начать с терминов. По словам Орчакова, в министерстве задумались, что означает «начальное»? Это начальные навыки, начальная профессия? Когда речь идёт о квалифицированных рабочих кадрах, то подобные формулировки вряд ли подходят. Именно поэтому из законопроекта решили убрать это понятие. Однако речь не идёт об уничтожении или ликвидации системы подготовки рабочих. Наоборот, авторы документа решили повысить статус НПО за счёт включения этого уровня в структуру СПО (среднего профобразования). По новому проекту ФЗ, рабочих, в том числе для высокотехнологических секторов экономики, предлагается готовить в лицеях, а специалистов среднего звена (бригадиров, мастеров и т.д.) – в техникумах.

Если ПТУ фактически остаются, хотя и в системе СПО, не приведёт ли в итоге это к смене вывесок, что на подготовке рабочих никак не отразится? Татьяна Волоткевич, депутат Законодательного собрания Красноярского края, задалась очевидным вопросом: «Часто говорят о непопулярности НПО, о том, что туда идут те, кто не хочет и не может учиться. А что если мы этих детей переведём в систему СПО – это как-то отразится на их успеваемости? Это определённая категория населения, которая есть и, к сожалению, будет. У нас всегда будут дети с невысоким интеллектуальным уровнем развития. Но из них могут получиться прекрасные рабочие. Только их нужно воспитывать в своей среде. Людей нужно обучать по их способностям и склонностям. Если их загнать в техникумы, они не смогут там учиться. Их выгонят. И чего мы этим добьёмся?»

Да, НПО не очень хорошо справляется с профессиональной функцией – подготовкой хороших кадров, училища не всегда предоставляют качественное образование. Но разве техникумы или вузы на сто процентов справляются с этой задачей? Почему же мы пытаемся топтать НПО? «Потому что оно самое незащищённое, – считает Игорь Ткаченко, академик Российской академии образования, министр образования в 1992–1996 годах. – Ни родители, ни ученики не могут противостоять реформам. И властям здесь удобно демонстрировать свою принципиальность».

Нельзя забывать, что система НПО выполняет крайне важную социальную функцию – она даёт возможность получить образование 75–80 процентам учеников профтехучилищ из неполных и неблагополучных семей. «У нас в стране сотни тысяч социальных сирот. И это обязательно надо учитывать при построении системы образования, – убеждён академик Ткаченко. – В 1995 году было 450 тысяч социальных сирот и 21 миллион школьников и в 2009-м – 13 миллионов школьников, а сирот – от 700 тысяч до полутора миллионов (по разным оценкам). То есть их количество как минимум удвоилось. Поэтому крайне важно сохранить систему НПО, которая помогает им адаптироваться к современным условиям жизни. Произошла обвальная передача этих учреждений из федерального в региональный бюджет. В ряде случаев это нужно было делать, а в некоторых – нет, потому что это привело к уничтожению системы. Кроме того, законом о монетизации лишили учащихся всех льгот – на питание, обмундирование, бесплатный проезд и т.д. Ввели даже налог на производственную деятельность мастерских училищ. То есть налог с детей, которые и без того зарабатывают копейки».

Если из закона убрать НПО как отдельный образовательный уровень, что станет с сельскими училищами, исправительно-трудовыми учреждениями (их в стране 338)? Почему у нас сначала разрушают, а потом думают, что дальше делать?

Ещё один вопрос, который вызвал у Ткаченко непонимание, связан с формулировкой «ускоренная профподготовка» (13 глава нового законопроекта): «Почему она возникла – мы же не в военное время живём?! Надо заменить эту формулировку на “краткосрочную переподготовку и повышение квалификации”. Новых рабочих так нельзя готовить. Иначе законодательно мы заложим основы формирования низкоквалифицированной и малообразованной прослойки молодёжи».

Уровень НПО должен быть сохранён в законе, поддержал коллегу Геннадий Васин, руководитель исполнительной дирекции Союза директоров ССУЗов России: «За этими учреждениями должны сохраниться социальные льготы. Там учатся не от большого счастья, а, скорее, от недостатка».

Директор Железногорского горно-металлургического колледжа Алексей Шебанов предложил также внести изменения в ФЗ-53 об отсрочке от армии для студентов училищ и колледжей, чтобы они имели возможность получить специальность (так же, как в вузах).

Все предложения слушаний будут сведены в единый документ, который представят высшим органам власти.

РЕЙТИНГ

4.80
голосов: 5

Галереи

Юный учёный. Искусство науки - 2010

Работы участников конкурса

121 фото

Обсуждение