Наука и технологии России

Вход Регистрация

Нестандартные вузы

Вузы бьют тревогу: 30 декабря прекращается приём студентов по действующим образовательным программам. По закону, с 1 января 2011 года высшая школа России переходит на уровневую систему – бакалавриат–магистратура, а соответственно – на новые стандарты. Вот только многие из них до сих пор не утверждены. Что делать в этой ситуации, обсудили участники совместного заседания Учебно-методического объединения (УМО) и Ассоциации классических университетов России, которое прошло в МГУ им. М. В. Ломоносова.

На 22 ноября было зарегистрировано 75 процентов образовательных стандартов для бакалавров, 80 – для магистров и менее одного – для специалистов. В общей сложности – около 280. Более 60 проходят сейчас правовую экспертизу, после чего их отправят на подпись к министру образования и на регистрацию в Минюст России. До конца года все процедуры, скорее всего, удастся пройти, сообщил замдиректора Департамента профобразования Минобрнауки России Олег Орчаков. Ещё порядка 10 стандартов в области культуры и искусства, по его словам, «зависли». Минкультуры России пытается расширить количество специальностей и настаивает на том, чтобы появился «бакалавр по фортепиано, бакалавр по скрипке» и тому подобное. Ведомства пока не достигли взаимопонимания.

Ещё одна острая проблема связана со стандартами по специалитету. «Ситуация складывается катастрофическая: из 111 утверждён всего один стандарт по “Медико-профилактическому делу, – сказал Олег Орчаков. – Мы рассчитываем подготовить и, возможно, зарегистрировать их только к концу января. Из графика, конечно, выбиваемся. Но тому есть объективные причины: в этом году ликвидировали Рособразование, поэтому пришлось перестраивать всю работу».

Новые стандарты начали разрабатывать с конца 2007 года, когда соответствующие положения закрепили законодательно (309-ФЗ от 1.12.2007). Основное их отличие от стандартов первого и второго поколений (приняты в 1997-м и 2000-м годах) заключается в рамочном характере, то есть в наличие обязательной и вариативной частей. На протяжении почти всего прошлого столетия образовательный процесс вёлся по типовым учебным планам и программам. Их различия не превышали 10–12 процентов. Постепенно доля самостоятельности высших учебных заведений росла и к началу ХХI века составляла около 30 процентов.

С принятием новых стандартов делается очередная попытка дать вузам больше свободы.

По набору дисциплин для каждого из них только на половину будут обязательными образовательные программы бакалавриата и лишь на треть – магистратуры. Предполагается, что такой принцип построения стандартов позволит вузам разрабатывать современные программы, которые в первую очередь будут ориентироваться на потребности регионального рынка труда.

Ещё одна особенность новых стандартов в том, что они создаются на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций и с учётом трудозатрат в кредитных (зачётных) единицах.

Все эти нововведения требуют от вузов серьёзной перестройки образовательного процесса. Насколько они готовы к этому? По мнению ректора Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова и председателя Совета УМО Виктора Садовничего, с этой задачей им не справиться самостоятельно: «Без комплексного учебно-методического обеспечения многие вузы не смогут разработать свои программы».

Более того, если не координировать этот процесс, есть риск потерять единое образовательное пространство в России, что неминуемо приведёт к понижению качества из-за разного уровня вузов.

«На практике это может привести к тому, что, допустим,

философ сибирского университета по содержанию своей подготовки может на 50 процентов отличаться от философа южного вуза,

– комментирует Игорь Котлобовский, проректор МГУ. – Чтобы этого не допустить, специалисты должны разработать примерные образовательные программы, которые будут ориентиром для всех вузов».

Если стандартов утверждено мало, то с примерными программами дела обстоят ещё хуже: по бакалавриату подготовлено 50 процентов, по магистратуре – 42, по специалитету нет ни одной. Ответственность за их разработку могли бы взять на себя УМО, однако Минобрнауки за последние два года фактически отстранило их от этого процесса, констатировали участники собрания.

Не решены и другие, не менее острые вопросы. В частности, о финансовом обеспечении перехода к новым стандартам. Чтобы их применять, может потребоваться новое оборудование. За счёт каких средств его приобретать? Необходимо будет провести огромную работу по подготовке современных учебников, пособий и т.д. Как мотивировать к этой работе доцента со средней зарплатой по России в 13 тысяч рублей и профессора с доходом в 19 тысяч? Где брать средства для издания этой литературы?

«Не ответив на эти вопросы, может получиться так, что за европейским фасадом стандарта останется прежняя начинка, то есть старое содержание, – предостерёг Игорь Котлобовский. – В некоторых европейских странах при переходе на уровневое обучение затраты были сопоставимы с годовым бюджетом профильного министерства, то есть вузы получили дополнительные средства на разработку учебно-методического обеспечения и приобретение необходимого оборудования. В России, похоже, таких планов нет».

Ещё одна проблема связана с укрупнением перечня направлений подготовки. Её обсуждают давно. Заказ на разработку стандартов был сформирован только на крупные направления подготовки: например, «Автоматика и управление», «Транспортные средства», «Архитектура и строительство» и другие. Самое жёсткое укрупнение произошло в области естественных наук, техники и технологии, отметил Виктор Садовничий.

Изменение перечня происходит за счёт увеличения количества направлений в области культуры, искусства, гуманитарных наук, экономики и управления. В сентябре к 107 специальностям перечня были добавлены новые четыре, но в области культуры и искусства (всего их 21).

Директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов заявил, что «нельзя хаотично определять, какие направления подготовки укрупнять, а какие – сжимать». Особенно он опасается сверхузкой специализации, которая может привести к ситуации, описанной у Достоевского: больной приходит к врачу и жалуется на насморк. А тот в ответ: «Батенька, у вас насморк левой ноздри, а я специализируюсь по правой. Поезжайте в Париж, там вылечат».

В середине первого десятилетия XXI века, по словам академика Асмолова, производилось больше уникальной информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004-м не существовало. По прогнозам специалистов, те, кто сегодня получает образование, к 38 годам жизни сменят от 10 до 14 мест работы. Причём многие из них будут работать по несуществующим пока профессиям, использовать технологии, которых нет, решать задачи, о которых мы даже не знаем. Новые стандарты должны быть связаны с вариативностью образования, резюмировал Асмолов.

Все эти вопросы, безусловно, крайне актуальные. Вот только почему разговор о них идёт за месяц до вступления в силу закона о двухуровневой системе образования, когда уже надо обсуждать не то, как сделать, а подводить итоги сделанному? Очередная волна судьбоносных обсуждений намечена на конец декабря. По предварительным данным, 23 числа вопрос о переходе на новые стандарты рассмотрят в правительстве, а 29-го – на коллегии в Минобрнауки. Будем ждать окончательных решений.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 4

Галереи

Лекция Джеймса Уотсона в МГУ

На биофаке МГУ состоялась лекция «Как стать и остаться учёным» легендарного американского биолога Джеймса Уотсона, открывшего вместе с Фрэнсисом Криком структуру ДНК. 15 июля 2010 года

11 фото

Обсуждение