Наука и технологии России

Вход Регистрация

Религиозный эксперимент расширяет границы

Первые итоги введения в школах «Основ религиозных культур и светской этики» подвёл Общественный совет при Минобрнауки. Эксперты сошлись во мнении, что у курса много недостатков и к нему ни в коем случае нельзя «подключать» новые регионы. Министр образования и науки Андрей Фурсенко согласился с этим, но сообщил, что географию эксперимента всё равно придётся расширить. По поручению президента РФ к ранее выбранным 19 регионам вскоре присоединятся республика Марий Эл и Ярославская область.

Весной этого года в экспериментальном режиме ввели, пожалуй, самый спорный школьный курс - «Основы религиозных культур и светской этики». В его апробации участвует 240 тысяч школьников и 15 тысяч учителей. Курс рассчитан на две четверти: начинается в конце четвёртого класса и завершается в начале пятого.

Каждый ученик мог выбрать один из шести модулей. Предпочтения распределились следующим образом:

1)«Основы светской этики» решили изучать почти 40 процентов учеников;

2)«Основы православной культуры» – 30,6 процента;

3)«Основы мировых религиозных культур» – 20 процентов;

4)«Основы исламской культуры» – 5 процентов;

5)«Основы буддийской культуры» – 2 процента;

6)«Основы иудейской культуры» – 0,1 процента (206 школьников).

В целом по стране выбор модулей не вызывает вопросов. Однако в некоторых регионах ситуация на общем фоне выглядит странной, особенно если их сравнить. Например, в Костромской области из 5450 школьников 4088 захотели изучать основы православной культуры (светскую этику предпочли только 915). Тогда как в Пензенской, которая не сильно отличается по национальному составу, ситуация противоположная: две трети учеников выбрали этику, а треть – мировые религии. Остальные четыре варианта не выбрал никто. При этом представители всех субъектов Федерации уверяют: на родителей никто не давил, всё происходило исключительно по доброй воле.

«Выбор модулей прошёл безболезненно. Никакого давления на родителей и учеников не оказывалось, – заявила на заседании директор Департамента образования Вологодской области Елена Рябова. – Я бы слукавила, если бы сказала, что всё прошло гладко. У родителей возникало много вопросов. Но в рабочем порядке мы их сняли. Большая часть учащихся – около 60 процентов – изучает светскую этику, остальные – основы православной культуры, мировых культур и несколько процентов – ислам».

В таких же позитивных тонах обрисовал ситуацию ещё один приглашённый на заседание чиновник – министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев. По его словам, курс апробируется во всех 1225 школах края у 25 тысяч пятиклашек. Распределение выбранных модулей похоже с Вологодской областью: основы светской этики выбрали 62 процента учеников, основы мировых культур – 22 процента, православия – 14 процентов, ислама – 0,4 процента (100 школьников).

«Я задавался вопросом, почему предпочитают именно “Основы светской этики”. На мой взгляд, родители выбирают наименее сложный и спорный курс, – сказал Башев. – В каждой школе провели опрос родителей – порядка четырёх тысяч человек. Выяснилось: 77 процентов уверены, что введение курса – правильное решение, 13 процентов относятся к нему настороженно, 40 процентов улучшили своё отношение по итогам занятий с их детьми и 2 процента не удовлетворены курсом».

Когда вводился курс, многие эксперты высказывали опасение, что деление учащихся по религиозной принадлежности может привести к конфликтам внутри класса. Представители регионов заверили, что у них проблем такого рода не зафиксировано. И в целом «всей необходимой литературой ученики обеспечены», «все условия созданы», «ходом эксперимента довольны».

Такой положительный настрой региональных чиновников не удовлетворил главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова. По его мнению, на совет следовало бы пригласить представителей менее благополучных регионов, где выбор модулей не совпадает со средними показателями по стране: «Например, в Чечне 98,6 процента детей выбрали ислам. К чему это приведёт? Вырастут люди, которые будут всё знать о себе и ничего о других культурах. Опасность связана с тем, что появятся монореспублики. Я бы предлагал ввести интеграционный курс».

Такого же мнения придерживается руководитель общественной организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер. Во избежание идеологических разногласий он считает более правильным объединить все модули в один.

Возможно, в дальнейшем к этому и придут. Но пока у организаторов курса масса текущих трудностей. Первые месяцы эксперимента выявили ожидаемую проблему – недостаточный уровень подготовки учителей. Многим из них, особенно педагогам начальных классов, не хватает базовых знаний по культурологии, философии, истории. На подготовку урока они тратят по пять часов, создавая презентации, подбирая иллюстративный и раздаточный материал. Чтобы повысить их уровень, потребуется проводить дополнительные курсы повышения квалификации, привлекать для консультации учёных и представителей религиозных организаций.

Ещё одна острая проблема – неадаптированные для детского возраста учебные пособия. Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян дал им свою экспертную оценку: «С содержательной точки зрения пособия написаны профессионально, но, мне кажется, они мало приспособлены для начальных классов, слишком сложные для восприятия. Люди, которые их писали, не имели опыта общения с учениками 4-х классов. Эти учебники были бы хороши для 8 или 9 классов».

По мнению академика Чубарьяна, авторами таких учебников должны быть не только профессиональные историки, но и хорошие литераторы, популяризаторы. Это должна быть книга для чтения. «Сейчас нет в стране такого человека, как Корней Чуковский, но именно подобного типа человек должен рассуждать с детьми на понятном им языке о добре и зле, правде и лжи и других проблемах», –  резюмировал Чубарьян.

Члены совета единогласно сошлись во мнении, что расширять географию эксперимента нельзя. И если уж в этом году по поручению президента к 19 прошлогодним территориям добавляются ещё две, то пусть хотя бы эта цифра в ближайшее время (два года – срок, отведённый на эксперимент) не изменяется. Апробационный период покажет, как дальше развиваться курсу: не исключено, что шесть разных модулей со временем трансформируются в один интеграционный курс. Будут улучшены учебники и повышена квалификация педагогов. А ещё курс могут растянуть по времени: вместо двух уроков в неделю будет проводиться по одному, но не две четверти, как сейчас, а три-четыре.

Справка STRF.ru:
По заказу Минобрнауки был проведён соцопрос среди учителей, учеников, родителей и чиновников, чтобы выяснить их отношение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Как показал опрос учеников (4700 человек), каждый второй ребёнок не участвовал в выборе модуля, за него это сделали родители; каждый третий определился с блоком для изучения совместно с взрослыми и только 5,5 процента – самостоятельно.
Подавляющее большинство ребят (85 процентов) отметили, что им понятны тексты учебных пособий. Примерно такому же количеству детей занятия показались интересными, и они хотели бы продолжить изучение курса. Те, кто придерживается противоположной точки зрения, объяснили свою позицию, что «им было скучно», «непонятно, много незнакомых слов», «многое уже знали».
По ответам учеников, занятия по курсу проходят обычно в виде беседы с педагогом, чтения учебника, просмотра фильмов и слайдов. Необычные формы изучения материала – посещение музеев, святых мест, встречи с интересными людьми – используются гораздо реже (эти ответы выбрали около 10 и 5 процентов соответственно).
Педагоги отметили, что дети получают эмоциональную перегрузку в ходе знакомства с курсом: не успевают «прожить» в теме одного урока и «переключиться» через 2-3 дня на тему другого занятия.
Неоднозначное мнение было высказано о возрасте, в котором надо начинать изучение курса: 40 процентов родителей считают, что делать это следует в начальной школе, примерно столько же предлагают передвинуть предмет на 5-6 классы, 12 процентов выступают за 7-9 классы, около 4 процентов говорят о выпускных классах.
Из представителей органов исполнительной власти субъектов РФ большинство положительно относятся к введению курса. Его значение чиновники видят в возможности формировать у детей уважительное отношение к традиционным российским религиям (71 процент ответов), а также к вероисповеданиям народов России (63 процента), расширить кругозор детей (62 процента), духовное и культурное развитие (60 процентов), повысить их нравственность (48 процентов).
В числе отрицательных последствий введения курса они называют: дополнительную нагрузку школьников (почти треть опрошенных), формирование казённого отношения к религии, вере (22 процента), принудительное навязывание веры (19 процентов) и т.д.
Справка STRF.ru:
Президент России Дмитрий Медведев в июле 2009 года поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов страны.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» с апреля 2010 года преподают в 19 регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской и Томской областях, а также в Еврейской автономной области.
Он включает шесть модулей: православную, исламскую, буддийскую, иудейскую культуры, основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьники изучают на выбор один из модулей. В течение 2010-2011 годов преподавать курс будут в четвёртой четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 4

Обсуждение