Наука и технологии России

Вход Регистрация

Школы смирились с ЕГЭ

Стабилизация результатов ЕГЭ в регионах – главная тенденция этого года. Сократилось количество субъектов РФ с «аномально высокими баллами по госэкзамену». В следующем году в экспериментальном режиме планируется апробировать межрегиональную проверку ЕГЭ – чтобы эксперты одного региона перепроверяли другой. О готовящихся новшествах в итоговой аттестации школьников глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала на заседании Общественного совета Минобрнауки РФ.

В прошлом году общество взбудоражила информация о том, что московские и питерские вузы штурмуют плохо говорящие по-русски жители Северного Кавказа со стобалльными результатами ЕГЭ. Рособрнадзор дополнительно проверил «сомнительные» регионы. В частности, в Адыгее, где оказалось много стобалльников по биологии и истории, около половины результатов не подтвердилось.

ЕГЭ стал богатым материалом для принятия управленческих решений, отметила Любовь Глебова. В этом году почти в каждом регионе набрали новый состав организаторов пунктов приёма экзаменов. Кроме того, на одну треть поменялись эксперты, проверяющие часть «С». От работы устранили тех, кто допустил ошибки или в чей адрес поступило максимальное количество апелляций от выпускников.

По мнению главы Рособрнадзора, важно, что дискуссии вокруг госэкзамена перестали касаться вопроса «Зачем ввели ЕГЭ?»,

а превратились в конструктивные обсуждения, направленные на улучшение его процедуры проведения. Об этом можно судить хотя бы по горячей линии, организованной Общественной палатой РФ, куда поступило около 7,5 тысячи обращений.

Традиционно много нареканий связано с качеством заданий. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) постоянно совершенствуются. Особо активно эта работа ведётся по гуманитарным предметам. В КИМах по обществознанию, истории, географии уже сократили количество заданий с вариантами ответов. Предпринимается попытка оценить у школьников навыки мыслительной деятельности, разговорной и т.д. В следующем году будут решаться проблемы с иностранными языками, в том числе планируется ввести задания на разговорную речь.

«ЕГЭ входит в штатный режим, страх перед ним постепенно проходит, – уверена Любовь Глебова. – Для школ госэкзамен превращается в привычный, понятный инструмент оценки знаний. А вот у вузов, которые только два года принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, пока много нарушений. Они ещё не в полной мере научились работать по новым правилам».

Один из самых острых вопросов касается льготников по здоровью.

Ни для кого не секрет, что многие покупают справки и на этом основании поступают в престижные вузы, оставляя за бортом абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ.

Как быть с этой ситуацией? Любовь Глебова сообщила, что количество льготников, зачисленных в вузы по состоянию здоровья, составляет в среднем четыре процента от общего количества первокурсников. Это тот же уровень, который был при традиционной сдаче экзаменов. У Рособрнадзора нет сведений, что 100 процентов инвалидов выбрало какую-то специальность МГУ или какого-то другого ведущего вуза, и из-за этого туда не смогли поступить сильные абитуриенты.

Любовь Глебова
Любовь Глебова: «ЕГЭ входит в штатный режим, страх перед ним постепенно проходит»

Тем не менее о существовании проблемы знают чиновники, и уже в этом году вузы получили право перепроверять предъявленные документы об инвалидности. Раньше у них не было такой возможности. Не исключено, что эту норму могут закрепить законодательно.

По итогам приёмной кампании-2010, многие ректоры жаловались, что в их вузы приносят заявления сотни абитуриентов, но часто окончательный выбор они делают в пользу другого учебного заведения (в этом году каждому поступающему разрешалось подавать документы в пять вузов). В результате – конкурс на специальность большой, а по факту получается недобор.

«Всегда приятнее выбирать самому, чем оказываться в ситуации, когда выбирают тебя, – прокомментировал министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Надо понимать, что во все, даже хорошие вузы, не может быть высокий конкурс. Просто потому, что студентов не хватает. Если в ближайшие три-четыре года количество выпускников школ уменьшится вдвое, то бессмысленно рассчитывать на прежнюю востребованность университетов. Это никак не связано с тем, во сколько вузов абитуриенты подают заявления. Мы и так ограничили их выбор, причём своими возможностями далеко не все пользуются. В среднем, в этом году каждый выпускник подавал документы в два вуза».

Как отметила Любовь Глебова, сильно преувеличено представление о том, что учащиеся отправляют документы в десятки вузов. Только один человек в стране подал документы в максимальное количество учебных заведений – 16, ещё один – в 12, шесть – в 11. То есть «правило пяти вузов» проигнорировали единицы. Но в целом это ограничение упорядочило приёмную кампанию по сравнению с 2009 годом, когда некоторые абитуриенты хаотично рассылали заявления чуть ли не в сто вузов.

Проблему востребованности вузов, по мнению министра, можно решить только путём резкого сокращения бюджетных мест.

«Хотите, чтобы во всех вузах был конкурс, уполовиньте набор, – предложил Андрей Фурсенко. – Ректор ГУ-ВШЭ неоднократно поднимал этот вопрос: зачем брать в вузы людей, которые не определились с будущей профессией, не знают, где и чему хотят учиться, да и, честно говоря, не имеют к тому особых способностей. Давайте уменьшим количество бюджетных мест при сохранившемся объёме финансирования, то есть увеличив бюджетные расходы на одного студента. Готовы мы к такому развитию событий? Думаю, нет. Общество слишком болезненно воспримет эту меру».

В целом министр образования считает, что слишком пристальное внимание к госэкзамену усиливает у населения ощущение, что ЕГЭ – это наше всё. Учиться нужно не только ради получения высоких баллов. Андрей Фурсенко призвал формировать у общества правильное отношение к ЕГЭ.

РЕЙТИНГ

3.75
голосов: 4

Обсуждение