Наука и технологии России

Вход Регистрация

Как вузам тратить деньги

Потратить за три месяца годовой объём денег – в 50 миллионов рублей – предстоит вузам, победившим в конкурсе Минобрнауки по развитию инновационной инфраструктуры. О сложностях, которые могут возникнуть у них при распределении средств, шла речь на круглом столе «Развитие инновационной инфраструктуры вузов и создание инновационных предприятий вузами по ФЗ-217», который состоялся в рамках деловой программы Всероссийского форума «Образовательная среда-2010».

Из 199 претендентов в финал вышли 56 вузов, в том числе 14 московских (МГУ, Бауманка, МФТИ, МИФИ, МИЭТ и другие), четыре питерских (СПбГУ, СПбГПУ, ЛЭТИ, Академический университет), два томских и несколько из других регионов. Победителей объявили в конце августа, но только на днях им начали перечислять деньги, причём сразу всю сумму, которую надо незамедлительно начинать расходовать. Иначе есть риск не успеть до окончания календарного года.

Первая сложность – деньги предстоит расходовать в соответствии с 94-ФЗ (о госзакупках). Опытные вузы заблаговременно объявили конкурсы, чтобы, когда поступят средства, уже можно было заключать договора.

Вторая – правила игры по освоению денег постоянно меняются и будут меняться. Ситуацию прокомментировал Михаил Сергеев, директор центра информационных технологий и сетевых коммуникаций ФГУ НИИ РИНКЦЭ, который стал куратором мероприятий по постановлению № 219.

По его словам, проект этого постановления в Минобрнауки готовили одни люди, а исполняют сейчас другие. Кроме того, генеральной линией госполитики стало формирование технологических платформ. Правда, до сих пор мало кто понимает, что это такое. Но все мероприятия Минобрнауки (по развитию инновационной инфраструктуры, кооперации вузов и бизнеса и другие) должны осуществляться в логике создания платформ. Хотя, опять же, это условие не было прописано в постановлении № 219, и когда по нему объявили конкурс, то ещё не было утверждённого порядка формирования техплатформ. Так что вузы в своих программах могли и не учесть этого условия.

Если внимательно вчитаться в конкурсную документацию, а именно в статьи, на которые разрешается расходовать средства, то обнаружится много любопытного. Например, вузы могут потратить деньги на создание так называемых центров инновационного консалтинга. Что это за структура, остаётся только догадываться.

Или ещё один пункт – стажировка в учреждениях, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру. Как это можно представить: пройти стажировку в каком-нибудь западном вузе, а потом попросить у учебного заведения справку в доказательство, что она эффективна?

В связи со всеми этими несостыковками и довольно скользкими формулировками Михаил Сергеев опасается, что вузам может светить нецелевое расходование средств: «Мы провели анализ программ всех победителей, даже составили свой рейтинг по объёмам НИОКР каждого вуза и запрашиваемым ими деньгам на инфраструктуру. По нашим прогнозам, треть университетов имеет шанс столкнуться с проблемой нецелевого использования средств».

По его мнению, проблемы первых участников конкурсов могут возникнуть и перед другими вузами. Сейчас готовятся решения по дальнейшему развитию проектов поддержки вузов – инновационной инфраструктуры и кооперации с бизнесом. Кроме того, в разработке находится проект постановления по развитию инфраструктуры на уровне регионов.

Справка STRF.ru:
Бюджетные ассигнования по постановлению № 219 можно направлять на:

а) развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

б) правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

в) реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых учёных, а также на разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

д) консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 2

Обсуждение