Наука и технологии России

Вход Регистрация

В России учредили Ассоциацию школьных учителей истории и обществознания

Учредительная конференция межрегиональной общественной организации «Ассоциация школьных учителей истории и обществознания» прошла 29 июня в РГГУ, в Москве. В её работе приняли участие 170 педагогов из разных регионов России.

Директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян поделился с собравшимися недавним опытом участия в аналогичной конференции преподавателей истории стран Евросоюза в Осло. На ней шла речь о новом учебнике истории, который предлагается для преподавания во всех странах ЕС. Это было уже второе заседание по этой проблеме. На первом, проходившем в Стамбуле, академика поразило, что организаторы мероприятия составили список важных исторических тем для школьного учителя и написали, как именно их нужно трактовать учащимся. В своём выступлении на этом форуме г-н Чубарьян заметил, что подобная практика была в СССР, а в нынешней России такой регламентации давно нет. По его мнению, сегодня в странах ЕС история и её преподавание в школе находятся в центре страстей и столкновения мнений. Он уверен, что и в России в исторической науке есть разделительные линии. По многим вопросам придётся достигать консенсуса, или будут идти «исторические» бои.

Раньше было «предписанное прошлое», сегодня в РФ – «непредсказуемое прошлое», заметил Александр Чубарьян.

В рамках Ассоциации школьных учителей истории и обществознания можно будет обсуждать, как сегодня трактовать историю, уверен он.

По его словам, в наше время для исторической науки существуют две главных опасности — это национализация и политизация истории. Первый процесс он пояснил на примере Украины. В этой стране на памятнике княгине Ольге написано — «украинская княгиня». Но это наш общий исторический персонаж. Неправильно считать крещение Руси с XIV века (как делают некоторые украинские историки) на том основании, что в X веке крестили Киевскую Русь, то есть граждан будущего украинского государства.

Очень опасна и политизация исторического процесса. Например, во Франции профессора Сорбонны подали в суд на Министерство образования, когда оно запретило критическое освещение в учебниках истории колониального прошлого этой страны. В России государство очень слабо контролирует преподавание истории в школах. Учитель вправе самостоятельно выбирать тот или иной учебник. Но, по мнению г-на Чубарьяна, по трактовке некоторых исторических событий обществу необходимо вырабатывать общие подходы. Например, это касается происхождения древнерусского государства.

Сегодня идёт работа над российско-французским, российско-немецким учебником истории. В важных переговорах участвуют историки России и Украины. Но консенсус достигается непросто. Академик Чубарьян рассказал, как в ходе конференции в Кишинёве трудно было принять заключительную декларацию.

Президент Молдовы предложил убрать из документа упоминание об её участии в Великой Отечественной войне, заявив, что страна была оккупирована СССР.

В итоге согласия всё же удалось достичь — в текст было включено упоминание об участии Молдовы во Второй мировой войне.

Главная фигура в преподавании истории в школе — учитель. Истории столько, сколько историков, заметил академик Чубарьян. Сегодня педагогам не хватает хрестоматий и документов. Помочь им в этом может учреждённая Ассоциация.

По мнению ректора РГГУ Ефима Пивовара, битва за умы идёт в интернете. Современное поколение молодёжи — интернетное. Оно — иное. Поэтому он предлагает ввести в школе новые дисциплины — интернетоведение и историческое интернетоведение.

Интересную статистику привёл ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин. По его данным, свыше 100 тысяч учителей занимаются преподаванием истории в РФ. Это — «целая армия». Каков же её качественный состав? 16,7 процента — учителя без квалификационной категории, 25 процентов — педагоги второй квалификационной категории, 34,1 процента — преподаватели первой квалификационной категории, 24,2 процента — учителя высшей категории.

Среди последних 0,8 процента составляет молодёжь, 38,9 процента — педагоги со стажем 25 лет и выше.

Возрастной состав учителей истории по стране такой: молодёжь — 6,8 процента, педагоги со стажем 25 лет и более — 27 процентов.

Каждый четвёртый учитель истории — либо не специалист в данной области, либо школьный администратор, либо пенсионер. Программы переквалификации таких преподавателей осуществляются только в Нижегородской области.

Каждый 15-ый историк в школе — молодой специалист. В Псковской области молодых учителей истории — 0,8 процента. В школах Тверской, Ивановской, Костромской, Иркутской областях — 2,4 процента молодых историков.

В системе повышения квалификации школьных учителей истории по стране работают 404 специалиста. В регионах РФ на 75 учителей истории приходится один специалист Института повышения квалификации. Речь идёт об одном докторе наук из этой системы — на одну тысячу педагогов-историков, одном кандидате наук — на 200 учителей, одном методисте — на 250 педагогов. Как исправить ситуацию? По мнению г-на Никитина, нужна сетевая система повышения квалификации. Есть потребность в тьюторах — в данном случае квалифицированных учителях истории, которые смогут поднять уровень знаний своих коллег. Их поможет обучить новая Ассоциация, уверен он.

Директор департамента общего образования Минобразования РФ Елена Зиненко рассказала, что по инициативе министерства в скором времени будут созданы аналогичные Ассоциации учителей математики, литературы, физики. Важно, что  появление таких объединений началось с исторической науки, отметила она.

Новые учебники по этой дисциплине будут апробированы созданной Ассоциацией. Школьные учителя истории должны принять участие в обсуждении нового закона об образовании. В скором времени министерство утвердит стандарт для основной школы, до конца года должен появиться стандарт для старшей школы.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 3

Обсуждение