Наука и технологии России

Вход Регистрация

Уроки религии — учимся взаимоуважению

С 1 апреля в российских школах стартует один из наиболее спорных педагогических экспериментов — у четвероклассников введут курс «Основы религиозных культур и светской этики». Пока он разрабатывался, в обществе не утихали страсти, родители и учёные пытались просчитать все плюсы и минусы нововведения. К единому мнению так и не пришли.

Справка STRF.RU: Разработку и введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» проводили по поручению Президента РФ от 2 августа 2009 года и распоряжению Правительства от 11 августа 2009 года. Цель учебного курса — формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также диалога с представителями других культур и мировоззрений

Президент принял решение о необходимости ввести курс «Основы религиозных культур и светской этики» девять месяцев назад. Минобрнауки приступило к реализации этой задачи. И вот уже с IV четверти этого учебного года в школах 19 российских субъектов вводится новый предмет. По замыслу разработчиков, этот курс должны изучать в конце начальной школы, при переходе к основной ступени обучения. Он будет дополнять обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», предваряя изучение истории в пятых классах.

Курс делится на шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, мировых религиозных культур и светская этика. Каждому ученику предоставляют право выбрать для изучения любой из модулей. Программа рассчитана до второй четверти пятого класса.

Исаак Калина Исаак Калина

Тест на демократичность

«Знакомство школьников с основами религиозных культур и светской этики пусть и не сразу, но обязательно со временем скажется и на взаимоуважении и на самоуважении детей, — выразил уверенность замминистра образования и науки РФ Исаак Калина на пресс-конференции в центральном офисе Интерфакса. — Это сложнейший педагогический эксперимент по знакомству учеников с тем пластом культуры человечества, которому в последние десятилетия школа уделяла мало внимания. По этой причине образование получалось фрагментарным. Многие вопросы истории, литературы, обществознания оставались для детей малопонятны, так как не рассматривались с учётом влияния на них религии».

Разработка нового курса проходила в сжатые сроки и в непростой обстановке. Главное достижение, по мнению Калины, состоит в том, что и религиозная, и нерелигиозная часть общества (эксперты из РАН и РАО) нашли общий язык и достигли согласия.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата Русской православной церкви епископ Зарайский Меркурий видит в эксперименте не только педагогическую составляющую, но ещё и «тест на демократическую и гражданскую состоятельность нашего общества».

«После распада Советского Союза в России очень бурно развивалась общественная, светская, религиозная жизнь. И сегодня, может быть, как никогда остро стоит вопрос о том, как нам жить в этом большом, многонациональном и многорелигиозном государстве, — сказал епископ. — Безусловно, мы должны дать возможность детям знакомиться с религиозной культурой. Но нам следует очень чётко ответить себе на вопрос: а как мы, взрослые, будем это делать? В состоянии ли мы своим примером, сотрудничеством, взаимным уважением друг к другу преподать детям основы нравственной и духовной культуры? И то, что мы — взрослые, представители конфессий, научного и педагогического сообщества, нерелигиозных объединений — выступаем вместе, с единой позиции заботы о нравственности подрастающего поколения, это тоже очень важно. Нам нужно научиться уважать, слушать друг друга, уметь работать вместе и руководствоваться не только своими мелкособственническими интересами, а действиями на благо своего Отечества».

«Я понимаю, что курс этот будут ругать, — признала Марианна Шахнович, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского госуниверситета. — Для одних он будет недостаточно религиозным, для других — недостаточно светским. Очень сложно для маленьких детей на небольшом объёме страниц представить всё многообразие темы. Я понимаю, что в ходе эксперимента у его участников будет возникать много вопросов и по учебникам, и по содержанию, и по авторам. Могу признаться, мы и сами для себя не находим ответы на некоторые из них. Например, среди специалистов до сих пор нет единства в отношении к разным терминам. Для рабочей группы это была одна из первых задач — достичь консенсуса по понятийному аппарату — найти те слова, которые были бы понятны всем и не вызывали раздражения».

В подготовке к эксперименту одна из сложнейших задач заключалась в написании учебников. Это нужно было сделать буквально за 3-4 месяца

По мнению Марианны Шахнович, новый предмет приведёт к более тесному взаимодействию семьи и школы. Можно не пойти на выборы мэра, депутатов и даже президента. Но проигнорировать выбор предмета для своего ребёнка — никак нельзя. Так что в успехе эксперимента большая ответственность лежит на самом обществе.

Лишь бы не расколоть школу по религиозному принципу

В подготовке к эксперименту одна из сложнейших задач заключалась в написании учебников. Это нужно было сделать буквально за 3—4 месяца. Зампредседателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин отметил, что разработчики курса «Основы религиозных культур и светской этики» (в том числе и он сам как автор учебника «Основы исламской культуры») смогли за короткие сроки выполнить то, что должно было делаться годами. «Мы преследуем цель, чтобы наши дети лучше знали, уважали, любили друг друга и осознавали бы, что все мы — граждане одного государства».

Ректор духовного профессионального образовательного учреждения «Агинская Буддийская академия» Владимир Чимитдоржиев сравнил верующих и неверующих с двумя берегами. А «река между ними — это то, что называют культурой».

«То, что мы смогли написать книгу под названием „Буддийская культура“, означает, что раскрыта именно культурная часть буддизма, — отметил Чимитдоржиев. — Нам пришлось учитывать бурятский, тувинский и калмыцкий буддизм. То есть представить религию многогранно».

Александр Кондаков Александр Кондаков

Генеральный директор ИД «Просвещение» Александр Кондаков подчеркнул, что при подготовке учебных пособий издатели «основывались на том, что государство должно быть нейтральным в отношении и к религии, и к атеизму, создавая условия для получения знаний о роли вероисповедания в развитии общества и страны. Отношение к религии в школе не должно быть вероучительным. Сведения о ней могут быть включены в контекст любого школьного предмета, главное, чтобы они не задевали чувств кого-либо из учащихся».

Разработчики оценивали и возможные риски. Это прежде всего принадлежность учеников одного класса к разным конфессиям, что может привести к расколу по религиозному принципу. По словам Кондакова, в качестве одного из принципов нового курса авторы заложили познавательное отношение к религии, свободу совести и вероисповедания, толерантность как норму отношений к иной позиции и мировоззрению.

По словам Александра Кондакова, учебные пособия — достаточно красочные, изданы с учётом возраста школьников, содержат большое количество иллюстраций. Книги сопровождаются электронными материалами (дисками). Любая семья сможет ознакомиться со специальной брошюрой, подготовленной «Просвещением», где разъясняется, что это за экспериментальный курс, зачем он вводится, какие задачи преследует, какое участие должны принимать близкие в работе школы при изучении этого курса. Кондаков сообщил также, что издательство выпустило специальные справочные пособия для учителей, которые расскажут педагогам о специфике каждого вероисповедания и позволят им вести понятный диалог с детьми.

По результатам эксперимента учебники планируется дорабатывать, в них будут внесены изменения, но уже на сегодняшний день содержание книг выверено и в научном, и в психолого-педагогическом плане. Авторы постарались написать учебники, понятные современному ребёнку.

Что касается перспектив распространения нового курса по всей России, то Исаак Калина посоветовал не торопиться с прогнозами. На его апробацию отводится три года (согласно распоряжению правительства). За это время будет совершенствоваться методика его проведения, повышаться квалификация преподавателей. И только после этого станет возможным делать выводы о целесообразности расширения границ эксперимента.

Кстати, если у родителей будут жалобы по поводу нового курса, то они смогут обращаться в районные отделы образования, сообщил Калина. Кроме того, для этого при губернаторах и вице-губернаторах регионов создаются координационные органы. Контролировать введение нового школьного курса будут также полпреды президента.

РЕЙТИНГ

3.63
голосов: 8

Обсуждение