Наука и технологии России

Вход Регистрация

Экзамен для взрослых

Читать, анализировать текст, решать логические задачи, работать за компьютером… Казалось бы, всё это под силу и школьнику. А как справляются с этим взрослые? Что они знают и умеют? Вопросы не такие простые, как может показаться. Чтобы ответить на них, в 26 странах мира, включая Россию, будет проведено международное исследование оценки компетенций взрослых (PIAAC). Справка STRF.ru:
PIAAC — программа многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в 26 странах мира. Реализация программы намечена на 2009-2011 годы. По её результатам будет оцениваться общий уровень грамотности, способности к математическому мышлению и навыки решения проблемных задач и ситуаций (problem solving). С помощью программы также планируется выявить степень развития других общих навыков, необходимых индивиду для успешного выполнения производственных задач (на рабочем месте) и собрать дополнительную информацию о его профессиональной карьере и других индивидуальных характеристиках

В исследовании примут участие жители основных социально-экономических зон России. Охватить все регионы, конечно, не удастся. Предполагается, что их будет 8-9. В каждом выберут город-миллионник, город средней величины и деревню. Выборка респондентов будет случайной, среди контрольных параметров — возраст (до 65 лет), уровень образования и место проживания.

Чтобы привлечь россиян к исследованию (продолжительность интервью — около трёх часов), организаторы будут не только взывать к гражданской позиции опрашиваемых, предъявляя официальные письма из Минобрнауки и других структур, но и платить денежное вознаграждение. Первые «полевые исследования» намечены на конец 2011 года.

Грамотность — это не дважды два — четыре

В России любят ругать образование, рассуждать о никудышной подготовке специалистов. Например, на недавней конференции в Академии народного хозяйства глава Сбербанка Герман Греф крайне негативно отозвался о качестве человеческого капитала в России. По его мнению, выпускники вузов не получают необходимых для рыночной экономики компетенций, им не прививают навыков решения практических задач. В результате хороших специалистов на рынке мало, поэтому им сильно переплачивают.

Интуитивно с такими выводами многие соглашаются. Но есть ли для них реальные основания? В России не проводятся исследования, оценивающие профессиональные навыки взрослых. Реальных измерителей просто нет. А они более чем нужны, считают эксперты. В Институте развития образования ГУ-ВШЭ обсудили перспективы участия России в международной программе оценки компетенций взрослых (PIAAC — Programme for the international assessment of adult competencies).

Справка STRF.ru:
По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается более 700 миллионов взрослых людей, не умеющих читать и писать. Лидером по количеству безграмотных является Индия (там их — около 35 процентов от общего числа жителей). Значительная часть безграмотных проживает в Бангладеш, Бразилии, Китае и Египте. По расчётам экспертов, к 2015 году в 72 из 101 страны, принимавшей участие в исследовании, уровень неграмотности населения не удастся снизить даже наполовину

В западных странах ещё в 1980-х годах задумались о необходимости измерять качество образования. Тогда стали появляться специальные программы. На сегодняшний день одна из наиболее известных — программа международной оценки знаний 15-летних учащихся (PISA). Исследование, которое проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), охватывает более 50 ведущих стран мира и считается одним из самых авторитетных. Несколько лет назад ОЭСР разработала программу PIAAC.

В её основу положен так называемый компетентностный подход — способность человека использовать свои знания для достижения поставленных целей.

Центральное место в исследовании отведено понятию «грамотность». «В данном случае понимаются не просто умения правильно прочитать слово или сложить два и два, но и способность применить свои знания в определённой жизненной ситуации, — пояснил Дмитрий Попов, старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ГУ-ВШЭ, кандидат социологических наук, руководитель программы PIAAC в России. — Так что респондентам будут предлагаться тестовые задания, моделирующие реальную ситуацию. И в связи с тем, что один результат можно достигнуть разными способами, на некоторые вопросы PIAAC в качестве правильного будет засчитываться и ответ “да”, и ответ “нет”, в зависимости от объяснения, предложенного респондентом».

Справка STRF.ru:
По результатам PIAAC удастся:
  • выявить и измерить степень различий между гражданами и странами в плане ключевых компетенций и других экономических и социальных результатов, которые, как считается, лежат в основе как личного успеха, так и успеха общества;
  • оценить воздействие компетенций на экономические и социальные результаты, включая личные результаты, такие как занятость и доходы, участие в образовательных программах в течение жизни, а также совокупные результаты: содействие экономическому росту, обеспечение социального равенства на рынке труда и социальное участие;
  • оценить эффективность систем образования и обучения в формировании необходимых навыков на уровне, соответствующем социальным и экономическим требованиям;
  • выработать механизмы политики, которые, по мере выявления «пробелов» в ключевых компетенциях, призваны помочь в повышении уровня компетенций в рамках системы образования, на рабочих местах или же посредством создания стимулов для населения в целом

Процедура представляет собой следующее: респондент заполняет базовую анкету, после чего проходит два небольших теста. От того, насколько хорошо он с ними справится, будет зависеть уровень сложности дальнейших заданий — по навыкам чтения (примерно 20 заданий) и столько же по математической грамотности. И один тест на уровень владения компьютером.

В базовой анкете участник исследования должен будет указать своё образование, уровень дохода, происхождение, владение языками и т.д. Примерно те же вопросы будут касаться его родителей. Далее будут оцениваться компетенции респондента. Навыки работы с текстом (диаграммой, картой, таблицей и т.д.) — может ли он выявить нужную информацию, понимает ли внутреннюю логику текста, его смысловые связи. Второй блок заданий связан с базовыми математическими навыками. Например, как человек может использовать количественную информацию для построения сложных логических объяснений реальных ситуаций.

Татьяна Абанкина: «Не надо проверять у всех подряд компьютерную грамотность. Человек может вращаться в среде, в которой ПК в ближайших 200 верстах никто не пользуется. Получается, что мы по требованиям крупных городов пытаемся оценивать всё население страны, где велика доля сельских жителей»


Исак Фрумин: «Если бы в стране проводилось больше исследований о реальных знаниях наших учителей, врачей, руководителей, то их результаты могли быть серьёзным аргументом для развития в России непрерывного образования»

Задания выполняются либо на бумаге, либо на компьютере (в этом случае измеряется уровень владения ПК). Исследователям интересен не только сам компьютер, но и различные компьютеризированные устройства — например, банкоматы, терминалы на заправочной станции, приборные панели в автомобиле, с которыми человек может сталкиваться в своей повседневной жизни.

И не забыть о русском менталитете

Многих экспертов смутило, что в готовящемся исследовании никак не учтены возрастные, профессиональные и другие специфические особенности респондентов. Предлагается некая универсальная система оценки компетенций взрослых. В итоге это может привести к созданию абсолютно неадекватной характеристики знаний и умений трудоспособного населения страны.

«Когда мы говорим о компетенциях взрослых, то речь прежде всего идёт об умении человека правильно ориентироваться в своей среде, соответствовать требованиям своей должности на работе, — подчеркнула директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина. — Не надо проверять у всех подряд компьютерную грамотность. Человек может вращаться в среде, в которой ПК в ближайших 200 верстах никто не пользуется, никогда не слышал о банковских карточках. Это просто не характерно для его окружения, не является его социальным опытом, не соответствует его жизненным перспективам. Получается, что по требованиям крупных городов мы пытаемся оценивать всё население страны, где велика доля сельских жителей, и на основании этого даём какие-то оценки».

Дмитрий Попов заверил, что в ходе исследования разработчики тестов постараются избежать подобных крайностей. Хотя и признал, что они не могут принципиально изменить условия исследования, с которыми согласились все страны-участницы PIAAC.

Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин также обратил внимание на необходимость учитывать национальные особенности при проведении исследования. В 2003 году он делал доклад в Российской академии образования о результатах PISA. Одно из заданий, с которым не справились российские школьники, звучало следующим образом: нужно было выбрать маршрут из пункта А в пункт Д, чтобы доехать как можно быстрее. Имелся прямой автобус, следовавший 8 часов. И был другой вариант — добраться за более короткое время, но с пересадками. Большинство наших ребят выбрало прямой маршрут, таким образом, провалив задачу. Когда учёные обсуждали эту ситуацию, один из академиков заявил, что данное задание не учитывает российский менталитет: мы никуда не торопимся.

Нет ли опасности, что и в PIAAC окажутся такие вопросы, которые не берут во внимание наши российские особенности?

По словам Попова, если выявятся какие-то задачи, которые респондентам непонятны или решаются не так, как в других странах, то этот вопрос будет снят. Именно поэтому прежде чем начнутся «полевые исследования» (в конце 2011-начале 2012 года), сейчас проводится апробация тестовых заданий на полутора тысячах человек.

Кому это нужно?

Кто будет потребителем полученных результатов? Дмитрий Попов признал этот вопрос справедливым. В России, по сути, нет понятия «образование для взрослых», крайне слабо развита система послевузовского обучения. Например, в Минобрнауки нет ответственных за это направление. В других странах результаты подобных исследований используют две структуры: министерство труда и министерство образования.

В ближайшее время Дмитрий Попов собирается выступить перед сотрудниками Минобрнауки, чтобы обсудить перспективы использования этих данных.

Однако вне зависимости от того, будет ли поддержано данное исследование профильными ведомствами, его организаторы уверены, что такие проекты нужны стране.

«Мы не владеем абсолютно никакими данными о профессиональных компетенциях взрослого населения, — отметил проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин. — И в этом смысле любая информация о состоянии так называемых остаточных знаний работающего населения даёт сильный сигнал системе непрерывного образования. Если бы проводилось больше исследований о реальных знаниях наших учителей, врачей, руководителей, то их результаты могли быть серьёзным аргументом для развития в стране непрерывного образования».

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 3

Обсуждение