Наука и технологии России

Вход Регистрация

Раздел Министерства: соломоново решение?

Чиновники Минобрнауки РФ сидят на двух стульях: занимаются и наукой и образованием, считает Екатерина Попова, из администрации Президента РФ. Надо разделить министерство на два профильных ведомства, серьёзно усилив научно-инновационную структуру. Такие идеи прозвучали на заседании «Инновации и стратегии образования», прошедшего в рамках IX Глобального стратегического форума.  Владимир Зернов Владимир Зернов поставил вопрос о важности для постиндустриальной экономики подготовки инновационных менеджеров

 Георгий Малинецкий Георгий Малинецкий: «Те приоритетные направления, которые определены в России, по сути связаны с пятым технологическим укладом, а в мире собираются переходить к шестому»

Екатерина Попова: Екатерина Попова: «Я считаю очень важным законодательное закрепление ключевых определений, в том числе понятия «инновации». Такие законы приняты во всех странах мира, называются они по-разному, но они есть. Остались только Россия и Грузия»

В Российском новом университете состоялось заседание «Инновации и стратегии образования», прошедшее в рамках IX Глобального стратегического форума (7—9 декабря). Ректор РосНОУ Владимир Зернов, открывший заседание, поставил вопрос о важности для постиндустриальной экономики подготовки инновационных менеджеров: «В своё время (1980-е годы) мы недооценили серьёзность этой проблемы, что стало одной из причин, что Россия стала уступать свои позиции мировой научной державы. А, например, в Индии ещё в 70-е годы была принята программа по подготовке 50 тысяч инновационных менеджеров в области IT-технологий. Сегодня у нас действует президентская программа, на которую тратятся приличные деньги. Проблема только в том, что направляют туда, кто знакомую, кто помощницу, кто племянницу. В итоге выход квалифицированных менеджеров — нулевой. Если бы имелись кадры, то удалось бы внедрять технологии, позволяющие проводить санацию предприятий, которые уже практически обанкротились. И выводить их не только на российский, но и на мировой уровень».

Рассуждая о подготовке кадров для начала нужно определиться с приоритетными направлениями, выстроить верную стратегию развития, считает заместитель директора по научной работе Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, вице-президент Клуба инновационного развития ИФ РАН Георгий Малинецкий: «Сегодня в России определены несколько приоритетов — энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и ГЛОНАСС, медицинские технологии и диагностическое оборудование, стратегические информационные технологии и суперкомпьютеры. Ни одна из этих технологий не относится к шестому технологическому укладу. По сути, мы сейчас собираемся создать пятый уклад. Я считаю это стратегической ошибкой».

Не хватает законов

Главная проблема — в несовершенстве законодательной базы, уверена, глава межведомственной комиссии по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ Екатерина Попова: «Законы об инновационной деятельности во всех промышленно-развитых странах приняты десятилетия назад и уже хорошо отработаны. У нас до сих пор устранены жёсткие препоны, которые не позволяют эффективно осуществлять внедрение технологий в производство и в целом осуществлять инновационную политику».

Межведомственная комиссия при Администрации существует уже три года, однако, как призналась Попова, проблемы инновационного законодательства решаются крайне сложно.

Принятый больше года назад закон о передаче технологий, на который возлагались большие надежды и который широко обсуждался и общественностью, и правительством, и Госдумой, на практике оказался совершенно не рабочим. За это время по нему не заключили ни одного контракта. И такой результат был прогнозируем.

Не решён вопрос о правах собственности на РИД. Второй вопрос связан с льготным налогообложением. В комиссии Екатерины Поповой подготовили 16 предложений по изменению Налогового законодательства. Однако Минфин их отклонил, мотивируя тем, что в законодательстве нет чёткого определения «инновационного предприятия».

«Вместе с Академией наук мы стараемся сейчас разработать концепцию закона об инновационной системе РФ, и я надеюсь, что такой закон, в конце концов, будет принят, — сказала Екатерина Попова. — Я считаю очень важным законодательное закрепление ключевых определений, в том числе понятия „инновации“. Такие законы приняты во всех странах мира, называются они по-разному, но они есть. Остались только Россия и Грузия. На сегодняшний день в российских регионах действует более 50 законов по инновационной политике, где все эти определения даны совершенно по-разному, это ещё один аргумент в пользу того, что нужен единый федеральный закон».

Наконец, ещё один блок проблем связан с закреплением ответственности правительства, ведущих министерств за инновационное развитие страны, как это, например, сделано в США.

Нужно министерство инноваций

В ходе обсуждения участники заседания высказывались разные точки зрения. В частности, было предложено переформатировать Министерство образования и науки РФ, разделив его на два ведомства. По словам Екатерины Поповой, эта идея поддерживается многими властными структурами, комитетами Госдумы: «Чиновники сидят на двух стульях, занимаются и наукой и образованием. Что в результате негативно сказывается на их результатах деятельности. Надо создать Министерство инноваций и серьёзно его усилить».

Предложение администрации, безусловно, достаточно аргументированно. Вот только возникает вопрос: не убьёт ли эта межведомственная разобщённость те системные преобразования, которые начались в высшей школе, в частности, создание и развитие в стране ведущих исследовательских университетов.

Ещё один вопрос касался просветительской деятельности. Нацеленность на инновационную деятельность сама собой не появится. У молодого поколения надо формировать соответствующее мировоззрение. Для этого, в частности, предлагалось открыть телеканал «Наука» (или «Просвещение»), на котором можно было бы не только показывать научно-популярные фильмы и передачи, но и организовывать дискуссии по приоритетным направлениям развития страны. Однако Минобрнауки не поддержало идею создания такого канала.

Генеральный директор Института экономических стратегий, президент Международной Академии исследований будущего Александр Агеев уверен, что дело не столько в отсутствии законов, сколько в ценностях нашего общества: «Новыми ценностями должны проникнуться не только руководители. Здесь должна быть заражённость всего общества. Для того чтобы у нас появились инновации, нужен свет во всех смыслах — и свет знаний, и свет убёжденности в нашем замечательном «завтра».

РЕЙТИНГ

3.60
голосов: 5

Обсуждение