Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Оцифровка» вузов — путь к лидерству

Большинство вузов консервативны и начинают что-то менять в своей работе только под давлением жёсткой конкуренции. Как «оцифровка» университетов позволяет им за короткое время совершить гигантский скачок в развитии, рассказывает в эксклюзивном интервью STRF.ru Рон Ланг, гендиректор одной из ведущих компаний в области автоматизации образования SunGard Higher  Education. Справка STRF.ru
SunGard Higher Education предоставляет учебным заведениям услуги, связанные с разработкой, запуском и технической поддержкой цифровых кампусов. Сотрудничает с 1600 вузами, бизнес-школами, фондами. SunGard HE — подразделение одной из крупнейших ИТ-компаний — SunGard, функционирующей в 70 странах и обслуживающей 25 тысяч клиентов. Суммарный годовой доход SunGard превышает пять миллиардов долларов, это третья по величине ИТ-компания после Oracle и SAP.

SunGard Higher Education уже около 40 лет работает в области автоматизации образования. Среди клиентов компании — крупнейшие научно-исследовательские институты и университеты, как например, Гарвард. Во всём мире услуги по разработке высокотехнологичной цифровой инфраструктуры пользуются огромным спросом у образовательных учреждений. SunGard HE сотрудничает с учебными заведениями более 20 стран. В России это направление пока не очень развито. SunGard HE в настоящее время реализует первый проект на территории страны — с московской школой управления «СКОЛКОВО». О важности «оцифровки» вузов STRF.ru рассказал генеральный директор компании SunGard Higher Education Рон Ланг (Ron Lang).

— Самый большой барьер, как я знаю по своему опыту, состоит в том, что многие вузы крайне неохотно меняют что-то в своей работе. И только когда они чувствуют большое давление конкуренции от тех школ, которые усовершенствовали свою деятельность и выбились в лидеры, у них появляется мотивация к переменам.

Справка STRF.ru:
Рон Ланг, генеральный директор компании SunGard Higher Education
Рон Ланг (Ron Lang) Рон Ланг: «Идея цифрового кампуса заключается в том, чтобы весь объём имеющейся в вузе информации подстроить под потребности отдельно взятого студента, и тем самым сделать его обучение более эффективным»

«Оцифровка» университетов играет сегодня ключевую роль: позволяет образовательному учреждению за короткое время сделать гигантский скачок в развитии, выйти на современный уровень. Пять лет назад мы вышли на такие рынки как Гонконг, Австралия, Новая Зеландия. Их школы в основном работали по принципам, принятым в Великобритании: образовательный процесс был очень медленным и дорогим. В результате нашего сотрудничества эти учреждения не только оптимизировали процесс образования, но и смогли привлечь больше студентов. В Австралии и Азии нашей системой охвачено примерно на 150 тысяч студентов. В целом же ею пользуется более 10 миллионов студентов по всему миру.

То есть со стороны учебных заведений спрос большой?

— Да. К нам обращаются те вузы или бизнес-школы, которые хотят усовершенствовать свою работу, создать наиболее комфортные условия для студентов и сотрудников. Традиционный способ внедрения таких систем заключается в том, чтобы купить много аппаратного обеспечения, сетевого оснащения, программ, а затем тратить деньги на консультантов, которые помогли бы всё это внедрить. Наш подход кардинально отличается. Всё, что необходимо учреждению — запустить и наладить работу веб-браузера. Аппаратное, программное обеспечение, все базы данных находятся у нас, поэтому студенту, преподавателю, администратору требуется всего лишь уметь работать с браузером, который мы настраиваем таким образом, чтобы соответствовать требованиям конкретного учреждения.

Сейчас этот подход пользуется большой популярностью. Поэтому школы, которые считали себя уникальными и пытались создать что-то оригинальное, затрачивая на это огромные средства, теперь стали более гибкими. Всё что им нужно, это выход в интернет, а дальше не важно, это могут быть лэптопы, настольные компьютеры.

Идея цифрового кампуса заключается в том, чтобы весь объём имеющейся в вузе информации подстроить под потребности отдельно взятого студента, и тем самым сделать его обучение более эффективным. Студент может зайти в интернет-портал, через него же заходит преподаватель, декан. Поскольку это всё объединено и оцифровано, студенты получают ответ на любой интересующий их вопрос. Например, он хочет записаться на какой-то конкретный курс, заходит в сеть для общения и получает информацию о преподавателях, студентах, учебниках, которые будут использоваться на занятиях. И после этого принимает решение: записываться на этот курс или нет.

Каким образом сложилось Ваше сотрудничество с московской школой управления «СКОЛКОВО»?

—В «СКОЛКОВО» пытаются нетрадиционным образом организовать процесс обучения, предоставить каждому студенту нужные именно для него знания. Поэтому занятия проводятся не только в аудитории, но и заочно с группой других студентов, а также вне университета — в госструктурах или частных компаниях. Чтобы эффективно управлять таким нелинейным процессом обучения, нужно использовать современные технологии. Руководство «СКОЛКОВО» стало искать компанию, которая могла бы предложить оптимальный вариант управления и которая имеет хорошую репутацию в сфере образования, богатый опыт привнесения новых технологий на рынок. Оказалось, что SunGard HE соответствует всем этим требованиям: мы имеем около 1600 клиентов более чем в 20 странах мира. Среди них в основном вузы и чуть меньше бизнес-школ (225). Кстати, «СКОЛКОВО» сотрудничает с некоторыми нашими партнёрами — учебными заведениями США, Китая и других стран. Поэтому совершенно естественно, что мы решили сотрудничать. В этом преимущество сети.

Как была организована работа по созданию цифрового кампуса?

— Сначала мы проанализировали образовательные процессы в школе, поняли, как здесь хотят учить студентов, после этого подобрали программное обеспечение и адаптировали его под конкретные потребности «СКОЛКОВО». Это касается обработки информации по приёму студентов, объединения всего наработанного преподавателями материала — книг, лекций, записей с конференций, встреч и т.д. Кроме того, предложили использование этой информации в проектах, которые выходят за рамки учебного заведения, помогают студентам приобрести какой-то ценный опыт, позволяющий им в дальнейшем найти хорошую работу. И наконец, ещё одно направление: сохранение связи с выпускниками, которые не только могут привлечь других студентов в это учреждение, но и вкладывать в его развитие свои средства.

Насколько повышается эффективность управления вузом?

— Административные расходы снижаются на 5-7 процентов. Поскольку исчезает элемент ручной работы, то и стоимость управления уменьшается. У руководства появляется больше свободного времени, которое можно использовать для улучшения качества работы учреждения.

Проводится ли какое-то обучение для вузовских сотрудников, чтобы они освоили новые технологии?

— Конечно. Наиболее интенсивное обучение проводится для администрации, которая как раз и занимается приёмом студентов, распределением финансовых потоков, построением бизнес-стратегии и т.д. Что касается обычных пользователей системы — преподавателей и студентов, то для них специальное обучение не требуется, они могут её освоить в процессе работы. Особых сложностей не возникает. Хотя сама система в основе своей очень сложная, но пользователю должно быть легко в ней работать. Чтобы водить машину, необязательно уметь чинить двигатель.

Мы считаем, что во многом успех нашей продукции определяется особым подбором специалистов. 50% сотрудников компании сами были когда-то преподавателями в университетах, а другие 50% принадлежат миру технологий. И это сочетание как раз является самым ценным, потому что если бы у нас было слишком много специалистов одного либо другого типа, это не принесло бы желаемых результатов. Например, недавно мы пригласили декана одного из крупных университетов Соединённых Штатов в качестве советника в нашу компанию. Когда он общается с потенциальными клиентами, то говорит с ними на одном языке.

Справка STRF.ru:
SunGard Higher Education предлагает следующие технические решения:
  1. инистрирование и управление человеческими ресурсами;
  2. администрирование образования (создание эффективной и высокорентабельной виртуальной образовательной среды);
  3. работа с выпускниками и поиск дополнительного финансирования (содействие в установлении партнёрских связей с выпускниками, администрацией города, СМИ, фондами);
  4. разработка бизнес-стратегии (внедрение системы обработки финансовых и бизнес-процессов);
  5. менеджмент набора студентов (обработки и управление новыми данными);
  6. планирование;
  7. тренинги и техническая поддержка.

После внедрения программного обеспечения в дальнейшем Вы отслеживаете его работу?

— Согласно нашему системному предложению, это как бы концепция бизнес-интеллекта, и в соответствии с этой концепцией необходимо отслеживать всё, что происходит в этой системе, чтобы постоянно совершенствоваться. Одна из причин, почему такая школа как «СКОЛКОВО» захотела сделать с нами проект объясняется тем, что в нашей системе собран положительный опыт 1600 школ, с которыми мы работаем. Создана всемирная библиотека самых лучших разработок. С некоторыми учебными заведениями мы работаем по 20 лет и постоянно предлагаем им что-то новое, более совершенное.

Когда проявляется первый результат от внедрения этой системы?

— Обычно через полтора года. Где-то в течение полугода школа уже может почувствовать преимущества, а полностью их оценит через год-полтора.

Со «СКОЛКОВО» проект завершён наполовину. Работа началась год назад. Но она заключается не только во внедрении технологии, а главным образом в том, чтобы изучить те процессы, которые происходят в учебном заведении. Необходима очень хорошая аналитика для того, чтобы получить достойный результат. Они могут понимать, как работает школа, но не всегда понимают, как работают студенты. К примеру, можно взять статистику: сколько студентов поступило, сколько студентов осталось, сколько студентов закончило вуз, а те ли это студенты, которые нужны? Дали ли мы им оптимальное образование? И добились ли они успеха в жизни? Для учебного заведения очень важно понимать, какого результата добиваются его студенты. И только после того, как подобный анализ будет проведён несколько раз, можно будет ускорить процесс и понять причины, почему происходит это ускорение, каких студентов нужно пропускать, как их учить, как сохранять связь с ними после выпуска.

В принципе, мы проводим измерения каждый год, оцениваем улучшение качества работы. Типичное улучшение, которые мы отмечаем, составляет от 8 до 12 процентов. Что интересно, этот успех измеряется тем, насколько можно привлечь выпускников, используя нашу технологию — определить, какие работы у этих людей, какой у них доход. И также — насколько выпускники данного учебного заведения поддерживают это учебное заведение. Потому что для многих университетов в мире (как для государственных, так и для частных) очень существенную часть финансирования составляют деньги, которые поступают от бывших студентов. Если думать о рентабельности, то от 8 до 12 % поступлений в течение длительного времени — это очень хороший показатель.

Насколько сильно отличается работа с вузами разных стран?

— Обычно в каждой стране есть своя система оценки студентов, своя система публикования. Правительства в разных странах хотят отслеживать работу учебных заведений по-своему. Мы используем такой термин, как «аккредитация». Данные стандарты совершенно различаются по миру.

Если говорить о России и о нашем первом опыте — со «СКОЛКОВО», то в данном случае самая большая сложность связана с международным характером учебного заведения: студенты будут осуществлять свои проекты за пределами России. Поэтому, чтобы отслеживать работу студента, который трудится либо в Китае, либо в США, либо в Бразилии, необходимо изучить, как проходит процесс обучения в этих странах. Если мы этого не сделаем, у нас не будет возможности определить, получает ли студент то, что действительно заслужил. Но в нашей системе нет ничего, что кардинально отличается от других стран. Поэтому мы рассчитываем, что «СКОЛКОВО» добьётся успеха, и это послужит основой для сотрудничества с другими учебными заведениями страны.

Значит, Вы рассматриваете возможность сотрудничества с другими российскими вузами?

— Мы будем придерживаться стратегии, которая себя зарекомендовала в других странах: для начала важно сосредоточится на первом проекте и добиться при его реализации максимального успеха. И только после этого использовать этот опыт партнёрства для взаимодействия с другими учебными заведениями.

У нас были переговоры с некоторыми школами в России, но пока речь не идёт о каком-то партнёрстве, мы предлагаем им консультирование по вопросам стратегии развития, и возможно, в дальнейшем это создаст основу для более тесного взаимодействия.

РЕЙТИНГ

4.33
голосов: 3

Обсуждение