Наука и технологии России

Вход Регистрация

Страсти по автономии: ЮФУ принимает вызов

Южный федеральный университет (ЮФУ) может стать первым российским вузом, который получит статус автономного учреждения. Вопрос практически решён: после того, как учёный совет университета одобрил переход в автономию, последнее слово оставалось за его сотрудниками. И вот на прошлой неделе делегаты конференции научно-педагогических работников и учащихся ЮФУ почти единогласно поддержали предстоящую реформу, сулящую вузу большие экономические свободы и самостоятельность в распределении финансовых средств.

Несмотря на неоднозначность и спорность обсуждаемой темы, конференция прошла на редкость спокойно. Из 194 делегатов (ректор, проректоры, деканы, руководители НИИ и филиалов ЮФУ, преподаватели, студенты и аспиранты) за переход в автономное учреждение проголосовали 185 человек, против — четверо и пятеро воздержались. Не было ни дискуссий, ни выступлений рьяных противников нововведения, да и сомневающиеся не очень активно себя проявляли (никто так и не решился выйти к трибуне, хотя ректор настойчиво к тому призывал). Как позже выяснилось, многие вопросы удалось снять на предыдущих собраниях и встречах.

124Ректор ЮФУ Владислав Захаревич Ректор ЮФУ Владислав Захаревич не стал рисовать радужные перспективы автономной жизни вуза, а прежде всего обратил внимание на вступающие в силу с 1 января 2009 года поправки в Бюджетный кодекс, которые предполагают осмечивание всех внебюджетных средств университета. Это означает, что привлечённые деньги будут тратиться исключительно по усмотрению учредителя вуза

Проблема перехода в автономное учреждение (АУ) обсуждается здесь с марта. За это время состоялось множество совещаний на разных уровнях — среди директоров НИИ и КБ, на учёных советах подразделений, заседаниях комитета по экономической и налоговой политике. В конце июня по приглашению вузовского руководства в ЮФУ приезжала представитель Рособразования, начальник отдела планирования и оптимизации сети учреждений, Вера Гринько. Семинары и круглые столы с её участием могли посетить все желающие. Тогда удалось не только развеять многие сомнения сотрудников, но и убедить их в явных преимуществах автономной жизни. А к ним в первую очередь относится уход от жёсткого контроля со стороны казначейства, которое регулирует использование внебюджетных средств и, соответственно, не позволяет свободно формировать экономическую политику вуза. Кроме того, возможность получения кредитов и создания малых компаний позволит стимулировать инновационную деятельность учебного заведения, повышая его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

«Статус автономного учреждения кардинально не изменит наши принципы научной и образовательной деятельности, — подчёркнула в интервью STRF.ru проректор по экономике ЮФУ Марина Боровская. — На сегодняшний день в системе образования существует некий диссонанс: с одной стороны, вузы занимаются освоением государственных средств, а с другой — ведут активную внебюджетную деятельность. С переходом в АУ мы постараемся найти более эффективные механизмы экономического развития и управления вузом».

Жизнь бюджетников станет невыносимой

Открывая конференцию, ректор ЮФУ Владислав Захаревич не стал рисовать радужные перспективы автономной жизни вуза, а прежде всего обратил внимание на вступающие в силу с 1 января 2009 года поправки в Бюджетный кодекс, которые предполагают осмечивание всех внебюджетных средств университета. Это означает, что привлечённые деньги (различного рода взносы, пожертвования и т.д.) будут тратиться на усмотрение учредителя по тем статьям бюджетной классификации, которые он сочтёт нужным. Более того, часть внебюджетки одного вуза могут направить в другое учебное заведение, которое в большей степени нуждается в финансово-экономической поддержке.

«Понятно, что каждый раз обращаться в Рособразование и просить направить деньги по нужным для нас статьям никому не захочется, да и не будет возможности, — сказал Владислав Захаревич. — Так что жизнь бюджетных учреждений, имеющих внебюджетные средства, станет просто невыносимой, особенно это касается КБ и НИИ».

Для перехода в АУ имеется ещё одно нормативное обоснование — поправки в закон «Об образовании», в настоящее время обсуждаемые в Госдуме, предписывают создание федеральных университетов в форме автономного учреждения. То есть статус «федерального», которым пока обладают два университета — Южный и Сибирский, непосредственно связан с АУ. Об этом, кстати, говорится и в программе развития ЮФУ. Например, 2008 год определён в качестве подготовительного периода, а в 2009 году осуществится переход к новому типу экономических отношений.

Стоит отметить, что переход в АУ возможен двумя путями: постановлением правительства и по решению коллектива вуза. В первом случае университету, очевидно, отводится более пассивная роль, поскольку регламент взаимодействия с учредителем устанавливает правительство. При втором варианте перехода в автономию у сотрудников вуза имеется возможность серьёзным образом повлиять на определение финансово-экономических позиций вуза. Таким образом, добровольное согласие коллектива ЮФУ на смену экономических отношений вуза позволяет теперь руководству ЮФУ зафиксировать некоторые обязательства, которые возьмёт на себя учредитель после перехода вуза в АУ.

Таблица 1. Сравнительная характеристика бюджетных и автономных учреждений
Типы учреждений Возможности Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Имущественный комплекс Не вправе распоряжаться Вправе самостоятельно формировать и распоряжаться имуществом (за исключением переданного в оперативное управление)
Финансирование Источником является государственный бюджет. Контроль использования внебюджетных средств со стороны государства Многоканальность в привлечении финансовых источников (в том числе эндаумент, заёмные средства), возможности самостоятельного расходования средств
Обслуживание учреждения Полный контроль деятельности со стороны казначейства Утрата статуса бюджетного учреждения позволяет перейти на обслуживание в системе коммерческих банков
Взаимоотношения с государством Все направления деятельности строго определены и регламентированы государством Возможность получать субсидии (в отдельных случаях субвенции) от государства на выполнение задания по подготовке специалистов и на развитие науки и инноваций

Автономия взамен господдержки?

Одно из главных опасений при переходе в АУ связано с потерей гарантированного гособеспечения, которое бюджетные учреждения получают по смете. «Конечно, вопрос сложный, — признала Марина Боровская. — Нас волнует, сможет ли вуз самостоятельно себя обеспечить: каковы будут объёмы внебюджетных источников, как сложится ситуация на рынке образовательных услуг. Мы учитываем и то, что стоим на пороге демографического провала 2010 года, и оцениваем серьёзность проблем, которые ожидают систему образования в ближайшие три-четыре года».

Проректор по экономике ЮФУ Марина Боровская Проректор по экономике ЮФУ Марина Боровская: «На сегодняшний день в системе образования существует некий диссонанс: с одной стороны, вузы занимаются освоением государственных средств, а с другой — ведут активную внебюджетную деятельность. С переходом в АУ мы постараемся найти более эффективные механизмы экономического развития и управления вузом»

Тем не менее у Южного федерального университета есть основания для риска. Текущий объём госфинансирования ЮФУ составляет примерно 50 процентов от объёма внебюджетных источников вуза: в 2007 году из федерального бюджета поступило 1,3 миллиарда рублей, в этом году — 1,5 миллиарда (значительная часть финансирования направляется по нацпроекту «Образование»: с 2007 по 2010 годы ЮФУ планируется выделить около 10 миллиардов рублей). Примерное соотношение бюджетных и внебюджетных доходов позволяет руководству ЮФУ рассчитывать, что университет без особых финансовых сложностей сможет перейти на новый тип экономических отношений.

Став автономным учреждением, вуз не перестаёт быть государственным, — неоднократно подчёркивалось на конференции. На образовательную деятельность государство будет выделять университету субсидии. Это частичная компенсация затрат, остальные возьмёт на себя учебное заведение. Но, как отметила Марина Боровская, в таких условиях университеты фактически находятся и сейчас. Рособразование выделяет на обучение каждого студента по 43 тысячи рублей в год, вместе со стипендией и военной кафедрой получается около 57 тысяч. Этих средств явно недостаточно для качественной подготовки высококвалифицированных кадров.

«При расчёте расходов на одного студента необходимо подходить дифференцированно, учитывая специфику получаемой специальности, — считает проректор по экономике Марина Боровская. — Составляя трёхлетний финансовый план вуза (обязательное условие перехода в АУ), мы посчитали, что, например, подготовка специалистов естественно-научного направления требует порядка 116 тысяч рублей в год — исходя из большого объёма лабораторных занятий, практикумов, использования сложного современного оборудования и тому подобного».

Получать компенсацию своих затрат вуз, перешедший в АУ, сможет по госзаданию (вместо госзаказа, который распределяется между бюджетными образовательными учреждениями по конкурсу). Задача вуза — грамотно обосновать критерии на получение этого задания, согласно которому каждому учреждению целевым образом будут выделяться бюджетные средства. На сегодняшний день пока не определена чёткая процедура формирования и финансирования госзадания, что вызывает у вузовских сотрудников вполне обоснованную тревогу. Когда на конференции стал обсуждаться этот вопрос, ректор ЮФУ постарался успокоить собравшихся.

Рособразование выделяет на обучение каждого студента по 43 тысячи рублей в год, вместе со стипендией и военной кафедрой получается около 57 тысяч. Этих средств явно недостаточно для качественной подготовки высококвалифицированных кадров. По расчётам экономистов ЮФУ, на подготовку специалистов естественно-научного профиля требуется около 116 тысяч рублей в год

«Учитывая, что наш вуз стал федеральным, получил значительные средства на развитие, то кому же поручать выполнение госзадания, как не нам. Неужели слабым вузам дадут деньги, а сильным — нет? В этом нет логики, — рассудил Владислав Захаревич. — А представить ситуацию, что государство совсем перестанет поддерживать образование, — просто нереально, это противоречит Конституции».

конференция в ЮФУ На конференции не было ни дискуссий, ни выступлений рьяных противников автономии, да и сомневающиеся не очень активно себя проявляли: никто так и не решился выйти к трибуне, хотя ректор настойчиво к тому призывал. Спокойствие коллектива связано с тем, что многие вопросы удалось снять на предыдущих совещаниях и встречах, которые регулярно проводятся в вузе с марта этого года

Ещё более сложный вопрос связан с финансированием научно-исследовательской деятельности университетов. Как будет распределяться госзадание на науку, пока точно никто не знает. На проведение фундаментальных исследований в ЮФУ рассчитывают получить субвенции (в отдельных случаях закон допускает предоставление вузу субвенций, помимо субсидий). Соответствующее обоснование уже подготовлено и прошло первое согласование в Минобрнауки. В вузе рассчитывают получить средства на те перспективные направления, в которых заинтересовано государство и для выполнения которых у ЮФУ есть база, специалисты и необходимые наработки.

«На ближайшие два-три года мы ставим задачу серьёзно увеличить долю госфинансирования на науку и сохранить текущие объёмы выделяемых средств на образовательную деятельность», — сообщила Марина Боровская.

И на эти вопросы нет ответов

Проблемы финансирования — лишь верхушка айсберга, всплывающая при рассмотрении процесса перехода вуза в АУ. Существующий закон «Об автономных учреждениях» определяет скорее идеологию перехода, чем сам его механизм. Специалисты Минэкономразвития и Минобрнауки продолжают уточнять правила смены типа учреждения.

Например, до сих пор не существует чёткой регламентации взаимодействия учёного и наблюдательного советов вуза. Закон разграничивает их функции внутренним и внешним регулированием деятельности учебного заведения. Но как удастся на практике развести их управленческие полномочия? Известно, что при переходе в автономное учреждение роль наблюдательного совета значительно возрастёт. Например, он будет согласовывать кандидатуру на должность ректора, хотя при этом процедура выборности руководителя вуза сохранится. Как будет формироваться сам совет, по какому принципу туда будут отбирать членов, — пока уточняется.

Ещё одна текущая, но оттого не менее важная, проблема связана с проведением обязательного аудита и перерегистрации имущества вуза.

В распоряжении Южного федерального университета находится 400 зданий и 400 гектаров земли. На проведение полной аудиторской проверки потребуется несколько миллионов рублей. Учитывая, что ежеквартально университет отчитывается перед учредителем о своей финансово-хозяйственной деятельности, в вузе не совсем понимают целесообразность полного аудита.

Много вопросов возникает по поводу определения видов особо ценного движимого имущества. Порядок его установления прописан в постановлении правительства №337 от 31 мая 2007 года, но пока не определены его виды и категории.

Таблица 2. Приблизительный финансовый план ЮФУ на три года
Примерное соотношение бюджетных и внебюджетных доходов позволяет руководству ЮФУ рассчитывать на то, что университет без особых финансовых сложностей сможет перейти на новый тип экономических отношений
Направления финансирования 2009 год 2010 год 2011 год
Модернизация образовательного процесса 804,56 800,0 800,0
Модернизация научно-исследовательского процесса 521,56 515,0 515,0
Развитие кадрового потенциала 72,41 76,0 76,0
Укрепление материально-технической базы 501,47 509,0 509,0
ИТОГО бюджет развития 1900,0 1900,0 1900,0
Капитальное строительство и проектирование 600,0 600,0 600,0
Капитальное строительство общежитий 319,0 1447,0 1740,0
Текущее финансирование образования и науки 1500,0 1500,0 1500,0
Внебюджетная деятельность 1300,0 1300,0 1300,0
ИТОГО общий бюджет ЮФУ 5619,0 6747,0 7040,0
Источник: из презентации проректора по экономике ЮФУ Марины Боровской

«Для ЮФУ этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку за последние годы мы приобрели оборудование почти на три миллиарда рублей, — отметила Марина Боровская. — Если мы выводим его из списка особо ценного, то можем управлять им по своему усмотрению, например, закладывать для получения кредитов или займов. Если же оставляем в списке ценного, то, за исключением налоговых расходов, получаем средства на его плановое сопровождение (ремонт, реконструкцию, эксплуатацию). Так что список имущества требует серьёзной проработки с Рособразованием. Мы склоняемся к тому, чтобы в отношении этого имущества сохранить имеющийся объём федерального финансирования на ближайшие три года».

Участников конференции интересовала судьба филиалов ЮФУ, создадут ли для них какие-то особые условия после перехода в АУ. Вопрос не праздный, учитывая общую линию реформирования системы высшего образования и неоднократные высказывания министра Андрея Фурсенко о неудовлетворительном качестве подготовки студентов в филиалах.

По словам ректора ЮФУ Владислава Захаревича, судьба филиалов напрямую не связана с переходом в автономию. Тем не менее диплом университета единый, поэтому ко всем структурам вуза предъявляются одни и те же требования к качеству. Если какой-то филиал не может создать хорошую материально-техническую базу или обеспечить достойное учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности, то его дальнейшая работа окажется под вопросом. Филиалам, по мнению ректора, необходимо активнее включаться в научную деятельность университета и исследовательских/ центров региона, а также по максимуму использовать новые возможности финансового взаимодействия. Например, привлекать инвесторов, что в условиях бюджетного учреждения являлось запретной темой.

Таблица 3. Планируемые расходы ЮФУ на 2009—2011 годы (в млн. рублей)
Статьи расходов 2009 год 2010 год 2011 год
Заработная плата 1500,0 1700,0 2000,0
Налоги 150,2 170,0 180,0
Коммунальные услуги 120,0 150,0 190,0
Капстроительство 600,0 600,0 600,0
ФЦП (строительство) 319,0 1447,0 1740,0
Бюджет развития 2930,0 2680,0 2330,0
ИТОГО 5616,0 6747,0 7040,0
Источник: из презентации проректора по экономике ЮФУ Марины Боровской

Сотрудники ЮФУ попытались также прояснить ситуацию с введением 1 декабря этого года новой системы оплаты в федеральных бюджетных учреждениях. Но на этот вопрос у руководства вуза пока нет конкретного ответа: ведутся расчёты. Хотя переход в форму автономного учреждения предоставит ректорату больше свобод в стимулировании своих сотрудников.

Несмотря на множество вопросов, сомнений и рисков, Южный федеральный университет всё-таки решился на переход в автономию.

За прошедший год была проведена серьёзная подготовительная работа: составлены финансово-имущественная паспортизация структурных подразделений и прогноз на 2009—2011 годы потребностей в специалистах на рынке труда Южного федерального округа, сформированы полный реестр земельно-имущественного комплекса ЮФУ и список особо ценного движимого имущества.

До начала следующего года, с которого должна начаться автономная жизнь вуза, предстоит ещё масса работы. В ЮФУ осознают сложность своего положения и ту ответственность, которая лежит на первопроходцах. Руководители вуза готовы к решению непростых задач. Как отметил ректор ЮФУ Владислав Захаревич, в какой-то степени ему предстоит послужить примером для остальных российских вузов.

РЕЙТИНГ

3.62
голосов: 13

Обсуждение