Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы занялись пропагандой

С нового учебного года несколько десятков российских вузов перейдут на двухуровневую систему обучения. В подавляющем большинстве это инженерные институты, в числе которых два наиболее крупных — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») и Московский институт стали и сплавов (МИСиС). Руководство этих учреждений даже не сомневается в преимуществах новой системы.

Большинство абитуриентов МИСИС по-прежнему хотят быть специалистами.
Фото: www.misis.ru

И в МИСиС и в СПбГЭТУ "ЛЭТИ" подготовились к реформе основательно и заблаговременно. Оба учреждения стали победителями всероссийского конкурса инновационных вузов России (в рамках нацпроекта "Образование"). О переходе на новую систему обучения они заявили в своих программах развития. В Московском институте стали и сплавов в течение года разрабатывалась учебно–методическая документация по четырем направлениям: "Металлургия", "Физика", "Техническая физика", "Электроника и микроэлектроника". По остальным двадцати специальностям пока изменений не ожидается. А вот в Электротехническом университете новая система коснется практически всех направлений. «Еще 10 лет назад мы начали готовить академических бакалавров и магистров для научной и научно–педагогической деятельности, — рассказывает проректор по научно–методической работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Кузьмин. — По этой схеме в вузе обучалось около 10 процентов студентов. С нового учебного года значительно расширится подготовка учащихся по системе «4+2» года: бакалавр и магистр соответственно. С инициативой вступить в эксперимент выступили сами деканы факультетов, то есть никакого давления со стороны ректората не было».

Согласно законопроекту о двухуровневой системе высшего образования, нормативный срок обучения по программам бакалавриата составляет от 3 до 4 лет, для магистратуры на базе бакалавриата — 2 года, для подготовки специалиста — не менее 5 лет. При этом подготовка магистров ориентирована на научно–исследовательскую деятельность, а специалистов - на производственную или социально—экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. Как говорят в вузах, среди нынешних абитуриентов особых волнений и переживаний по поводу изменений обучения не наблюдалось. Судя по всему, многие из них еще не совсем разобрались в реформе или же попросту не хотят вникать в ее суть.

— Следуя советам родителей, большинство абитуриентов по–прежнему предпочитают быть специалистами, — говорит проректор по учебной работе МИСиС Виктор Соловьев. — И это понятно. Общество пока не желает признавать новую систему, не осознает ее преимуществ. Так уж сложилось, что любое новшество в образовании всегда воспринимается в штыки. Должно пройти некоторое время, прежде чем новую систему оценят. При традиционной системе студент поступает на определенный факультет и пять лет там учится, не очень-то представляя, кем он в дальнейшем будет и сумеет ли реализоваться в данной профессии. При двухуровневой системе обучение, главным образом, ориентировано на практику. Например, направление «Металлургия» предусматривает 10 профилей, которые могут выбрать студенты. К тому же, получив степень бакалавра, у студентов появляется возможность на производстве определиться с будущей специализацией. То есть в магистратуру они уже поступают целенаправленно и осознанно.

Пока закон не подписан, вузы могут повременить с переходом на двухуровневую систему обучения. В общем-то, на практике так и получается, большинство учебных заведений не спешат включаться в эксперимент. Те, кто решился на реформу первыми, пытаются доказать оппонентам и сомневающимся жизнеспособность новой формы обучения.

— Мы проводили серьезную разъяснительную работу: устраивали встречи со студентами, преподавателями, родителями, абитуриентами, - сообщает Николай Кузьмин. - Довольно основательно проработали все вопросы с потенциальными работодателями своих выпускников: университет сотрудничает более чем с 30 крупными предприятиями Санкт-Петербурга. В ходе соцопроса выяснили, что они положительно относятся к переходу вуза на двухуровневую систему обучения и готовы принимать на работу как будущих магистров, так и бакалавров.

А в Московском институте стали и сплавов собираются организовать нечто вроде PR-кампании в пользу реформы. Уже подготовлена серия тематических публикаций, которые в скором времени будут публиковаться в различных изданиях. На ноябрь запланирована большая конференция по вопросам двухуровневой системы обучения с широким привлечением общественности и профессорско-преподавательского состава.

Марина Муравьева, по заказу STRF.ru

 

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение