Наука и технологии России

Вход Регистрация

А издатели против

Федеральный закон, предусматривающий отбор организаций, печатающих учебные пособия, не нашел поддержки у большинства российских издательств. Многие из них до сих пор не понимают его цели и актуальности. Как говорят книгопечатники, в первую очередь следует ужесточать контроль за качеством учебников, а не за деятельностью издательств. Такие результаты мы получили в ходе телефонного опроса подавляющего количества учреждений, выпускающих учебники и пособия.

Гуманитарный издательский центр «Владос». Работает с 1991 года. Ежегодно выпускает более 500 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы для всех типов образовательных учреждений, начиная от вузов и заканчивая детскими садами.

Николай Куприянов, заместитель генерального директора ГИЦ «Владос»:

Лично я крайне отрицательно отношусь к закону. Это прямое ущемление интересов издательств. Ни о какой здоровой конкуренции в данном случае и говорить не приходится. Сегодня на рынке школьной литературы ведущую роль играют 15–20 крупных организаций, всего же ее выпуском занимаются 40 издательств. Но их может быть и сто, и двести, и сколько угодно. В чем преимущество небольших учреждений? В их мобильности. Специализируясь на выпуске конкретных книг (допустим, учебники и пособия по истории), они способны более чутко реагировать на происходящие в этой сфере изменения: в интерпретации событий, изложении материала и тому подобное. Крупным издательствам с их объемами работ требуется гораздо больше времени, чтобы скорректировать свою деятельность, исходя из потребностей и запросов общества.

А вообще, если смотреть на ситуацию объективно, то по большому счету и не важно, какое будет издательство. На первом месте было и всегда остается качество учебников. Это, действительно, серьезная проблема, которую нужно решать. В этом году все наши учебники прошли государственную экспертизу и получили на них гриф «Рекомендовано». Так что надеемся, что и после вступления закона в силу продолжим работать в прежнем режиме.

Издательский дом «Оникс» специализируется на выпуске детской, учебной и художественной литературы.

Оксана Фесенко, главный редактор ИД "Оникс":

Очевидно, что издательства не могут положительно воспринимать данный закон. Мне не совсем понятно, для чего нужно отбирать издательства. Рынок и без того расставляет все по своим местам: если учреждение сильное, профессиональное, востребованное, то оно будет жить и развиваться. Что касается школьных учебников, то на сегодняшний день это довольно сложное и затратное направление в деятельности издательств. Не думаю, что в дальнейшем наш издательский дом будет всерьез им заниматься. Раньше выпускали учебники для начальной школы, а также для среднего звена: по экологии, русскому языку и французскому. В этом году из 12 наименований книг государственную экспертизу смог пройти только один учебник –– «Литературное чтение» для 1-4 классов. Что касается остальных, то, возможно, некоторые из них будем выпускать в качестве учебных пособий. Это, кстати, еще одно последствие закона: с книжного рынка могут исчезнуть многие интересные учебники и пособия: у издательств просто не будет возможности и стимула их выпускать.

Издательство «Просвещение». Одно из ведущих издательств России. Выпускает учебники и учебные пособия с 1935 года.

Константин Бакушин, первый заместитель директора санкт-петербургского филиала «Просвещения»:

Закон своевременный и очень нужный. Уже давно требовалось навести порядок в издании учебников. Для чего нужно отбирать издательства? Для того, чтобы в школы попадали только качественные учебники, которые соответствуют образовательным стандартам, санитарным нормам и реализуются по фиксированным ценам. Маленькие издательства выпускают все, что им вздумается. Какого от них можно требовать качества, если они занимаются и детективами, и любовными романами, и ко всему прочему учебниками. У них элементарно нет возможности проводить регулярную экспертизу своих изданий: это весьма дорогостоящая процедура.

Когда-то всю страну учебниками обеспечивало одно издательство –– «Просвещение». С этой задачей мы успешно справлялись с 1935 по 1990 годы. Некоторые учебники прошлых лет до сих пор не потеряли своей актуальности - настолько серьезно над ними работали авторы, ведущие ученые, методисты и преподаватели-практики. Я думаю, при необходимости мы и сейчас бы справились. А вообще после того, как закон вступит в силу, на рынке должно остаться не более 10 крупных организаций, которые взаимодействуют с Рособразованием и ответственно подходят к своему делу.

Марина Муравьева, по заказу STRF.Ru

РЕЙТИНГ

0
голосов: 0

Обсуждение