Наука и технологии России

Вход Регистрация

Наука и экономика: как построить двустороннюю магистраль

После утверждения президентом Стратегии научно-технологического развития России (Указ № 642 от 1 декабря 2016 года) Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило о необходимости увязать со стратегическим документом главную федеральную целевую программу, поддерживающую прикладные исследования. Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев поделился с STRF.ru деталями переформатирования этой программы.

МатвеевСергей Матвеев: идеология эволюции федеральной целевой программы состоит в поддержке эффективной коммуникации науки и экономики. Фото предоставлено пресс-службой Минобрнауки России

Сергей Юрьевич, какова идеология эволюции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»?

– Содержащиеся в Стратегии научно-технологического развития России приоритеты – мультидисциплинарные. Это открывает новые возможности для взаимодействия науки и бизнеса. Именно поэтому идеология эволюции программы состоит в поддержке эффективной коммуникации науки и экономики, в том, чтобы помочь научным разработкам преодолеть «долину смерти». Иными словами, наша задача – выстроить двустороннюю магистраль движения между наукой и экономикой.

Какие мероприятия программы затронут изменения, и в чём они будут заключаться?

– Изменятся все без исключения блоки программы. Но основные изменения произойдут в первом разделе. Так, ресурсы мероприятия 1.1 будут сосредоточены на разработке межотраслевых прогнозов по приоритетам научно-технологического развития. Конкурс будет открытым, а принимать результаты работы будет не министерство, а научное и предпринимательское сообщество – через социальные и профессиональные сети. Так будет ясно, какие прогнозы востребованы и каково их качество. Культура использования прогнозов для поиска актуальных исследовательских задач, к сожалению, утрачена, и её необходимо восстанавливать. Поэтому и результаты аналитической работы – прогнозы и модели, лежащие в их основе, не должны оседать в кабинетах министерства.

МатвеевИзменения в мероприятиях 1.1 – 1.4 ФЦП «Исследования и разработки». Слайд из презентации к докладу С.Ю. Матвеева на тему: «Наука и технологии – от “сектора” к “ядру” развития»

Ключевую задачу мероприятия 1.2 мы видим в том, чтобы вовлечь научные организации в модернизацию отраслей российской экономики.

Развёртывание работ по этому направлению будет происходить в два этапа. На первом, уже начавшемся этапе министерство предполагает выбрать потенциальных индустриальных партнёров из числа быстрорастущих средних и крупных высокотехнологичных компаний. Мы хотим видеть в числе партнёров министерства компании, для которых использование результатов исследований – насущная необходимость. Причины для инвестиций могут быть самые разные – от задачи снижения импортозависимости и издержек, связанных с колебаниями курса валют, до стремления поддержать рост компании или её выход на новые рынки.

Мы уже сейчас видим, исходя из нашей аналитики, порядка 150 компаний, которые могут поставить перед исследовательскими коллективами сложные, но крайне актуальные научные задачи.

В таком случае сутевым заказчиком работ фактически становится индустриальный партнёр, а государство в определённом объёме софинансирует исследования, страхуя риски. Объём софинасирования должен быть привязан к TRL – это объективный показатель, отражающий степень риска предпринимателя при инвестициях в науку. Когда министерство и партнёр вместе выступают заказчиками, снимается ещё одна важная проблема – бюрократическая отчётность компании перед государством, а ведь для многих успешных предприятий именно это является барьером для взаимодействия с федеральными органами власти.

На втором этапе министерство совместно с индустриальным партнёром проведёт конкурс научных организаций, которые предложат наиболее интересные способы решения поставленных задач.

Кстати, экспертиза предложений научных организаций будет тоже происходить по-другому. В частности, научную составляющую мы предполагаем оценивать с участием РАН, а вот рыночный потенциал идеи – с участием институтов развития. Индустриальные партнёры в этом смысле получат большой плюс – всестороннюю независимую оценку потенциальных способов решения их задач.

А в чём новый подход к мероприятию 1.3?

– Это мероприятие нацелено на создание технологий, отвечающих приоритетам Стратегии, и, как следствие, перспективных продуктов и услуг для новых рынков, в том числе рынков НТИ. Стоит подчеркнуть, что НТИ – один из ключевых механизмов Стратегии. И если вы сопоставите рынки НТИ, то увидите, что каждый из рынков «находится внутри» того или иного приоритета научно-технологического развития.

МатвеевПриоритеты и рынки НТИ. Слайд из презентации к докладу С.Ю. Матвеева на тему: «Наука и технологии – от “сектора” к “ядру” развития»

У заявителей по этому направлению ФЦП уже должен быть научный задел, то есть организация должна прийти на конкурс не просто с идеей, а наработкой. По сути поддержка в мероприятии 1.3 – это поддержка перехода фундаментальных заделов к стадии, когда они могут заинтересовать субъекты экономики. За счёт средств ФЦП результат должен быть доведён до уровня, привлекательного для инвесторов, включая венчурные фонды и предпринимателей.

В рамках этого направления мы также планируем предоставить возможность научным организациям самим выйти в бизнес, создать хозяйствующие субъекты, скажем, в виде стартапа и вовлечь в его работу внешних акционеров. Традиционно научные организации боятся этого шага – ведь с созданием компаний часть коллектива, особенно молодёжь, уходит из научной организации. Но мне кажется, опасаться не стоит – молодой предприниматель, развивающий высокотехнологичную компанию – это достойная форма саморазвития, построения своей траектории жизни. Он от этого не перестаёт быть учёным. Уйти из научной организации можно, а из науки, думаю, нет.

Минобрнауки ожидает от такой формы работы с индустриальными партнёрами увеличения внебюджетного финансирования. Таким образом предполагается компенсировать сокращение бюджетных расходов на программу?

– В целом в бюджете 2017 года средства на науку не уменьшились, а на фундаментальную науку государственные расходы даже немного растут.

ФЦП же действительно сократилась, но мы пошли на этот шаг осознанно – при правильной организационной модели научные задачи, которые будут решаться в рамках программы, способны привлечь средства бизнеса. Так что

сокращения общего финансирования, я имею в виду и бюджет, и внебюджет, в федеральной целевой программе не произойдёт.

Какова реакция участников программы на предлагаемые Минобрнауки изменения? Готовы ли вузы, научные организации и бизнес к такой перестройке?

– Мы регулярно проводим встречи с участниками программы, группируя их по направлениям – фотонике, био- и агротехнологиям, медицине и другим. Ситуация различается в разных направлениях исследований и разработок, но шансы сформулировать достаточно универсальные условия конкурсов есть.

У учёных и предпринимателей есть понимание того, что и зачем мы делаем, есть и согласие с новой моделью, несмотря на то, что перестроиться будет непросто, и опасения.

Самые сложные процессы и для них, и для нас – это изменения подходов к мероприятию 1.4. Здесь нам необходимо перейти к реализации комплексных научно-технических проектов, по продолжительности превышающих сроки их поддержи за счёт ФЦП. Речь идёт о проектах «полного цикла», с объединением на разных стадиях их реализации разных источников финансирования, с вовлечением в отбор и мониторинг таких проектов советов по приоритетам научно-технологического развития – тех, о которых идёт речь в Стратегии, советов с равным представительством государства, науки и бизнеса. На таких проектах нам придётся отладить и работу регуляторов рынка. Именно в комплексных проектах органы власти должны выполнять роль «квалифицированного заказчика».

Важно видеть развитие таких проектов не только на начальной стадии, когда их в течение двух-трёх лет финансирует Минобрнауки, но и после, когда для выхода новых продуктов и технологий на рынки потребуются иные источники поддержки – институтов развития, фондов, других министерств, бизнеса.

Фактически ФЦП сегодня для нас полигон, позволяющий апробировать и отладить ряд механизмов, закреплённых Стратегией для их последующего масштабирования в разрабатываемой по поручению президента государственной программе научно-технологического развития.

Когда будут объявлены конкурсы по мероприятиям ФЦП с учётом новых задач?

– В феврале мы планируем провести заседание обновлённого Научно-консультационного совета программы, на котором будут утверждены условия новых конкурсов, а в марте объявить конкурсы по мероприятиям 1.1 – 1.4. В это же время может быть запущен ряд конкурсов по третьему блоку программы, в частности, по поддержке российских научных журналов и выводу их в зарубежные базы данных. По многим направлениям конкурс будет идти непрерывно, с подведением итогов по мере накопления достаточного количества заявок.

Отмечу, что проекты, которые начались ранее и которые ещё не завершены, меняться и пересматриваться не будут – «закон обратной силы не имеет». Исполнители продолжат работу на тех условиях, которые зафиксированы в госконтрактах, разве что требования к результатам и их оценка будут более жёсткими.

Не очень существенно, но изменятся и другие блоки программы, относящиеся к развитию инфраструктуры – мы предполагаем объявить конкурс по поддержке центров коллективного пользования научным оборудованием с учётом тех изменений нормативно-правового регулирования, которые мы реализовали в 2015–2016 годах. Советую научным организациям, вне зависимости от ведомственной принадлежности, внимательно посмотреть требования, установленные правительством для ЦКП.

РЕЙТИНГ

2.60
голосов: 35

Обсуждение