Наука и технологии России

Вход Регистрация

"Мы вместе дружим за качество"

Новый международный рейтинг ВУЗов, качество гуманитарного образования и создание профессиональных стандартов стали главными темами прошедшего накануне итогового за 2016 год заседания Российского союза ректоров. В МГУ собрались около 100 ректоров российских вузов, выступали также помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко и министр образования и науки Ольга Васильева.

Тонкости подсчёта

Одной из важных тем стала оценка деятельности ВУЗов и недавно анонсированный московский международный рейтинг "Три миссии университетов". Как можно догадаться из названия, новый рейтинг будет освещать все три классические ключевые миссии вуза, а именно качество образования, научные исследования и взаимосвязь с местными сообществами. Такой комплексный подход даст более сбалансированную картину и позволит абитуриентам оценить свои шансы на трудоустройство после окончания университета не только в науке, но и в реальной экономике.

За неполный месяц, прошедший с анонса рейтинга, к составителям обратились с предложением о сотрудничестве два авторитетнейших международных рейтинга - THE и Thomson Reuters, с которыми достигнут ряд договорённостей.

"Мне кажется важным, что мы не против кого-то дружим, а вместе дружим за качество", - подчеркнул  Виктор Садовничий, ректор МГУ и председатель Российского союза ректоров, одного из учредителей рейтинга.

Виктор_Садовничий Виктор Садовничий: "Мы вместе дружим за качество"

Инфляция человеческого капитала?

Министр образования и науки Ольга Васильева в свою очередь призвала вместе с повышением качества ВУЗов повышать качество абитуриентов. Она напомнила, что в следующем учебном году почти половина выпускников школ обеспечена бюджетными местами в российских вузах (половина из них - это педагогическое и технические направления), а это значит снижение конкурса. "В такой ситуации средний (проходной) балл ЕГЭ не должен быть ниже 60", - сказала Васильева. При этом меняется сама структура экзамена, в первую очередь за счёт отказа от тестовой части. Например, в 2017 году уже нельзя будет просто угадать правильный ответ на экзаменах по физике, химии и биологии.

Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров добавил, что по ряду направлений подготовки важно пересмотреть набор необходимых экзаменов. Например, заменив "аморфное" обществознание на более сложную, зато четкую историю.

Ректор МГУ Виктор Садовничий призвал вернуть элемент личного общении с будущими студентами и дать всем университетам право на проведение собственных экзаменов. "Разрешите тем вузам, которые готовы к этому, проводить собственный экзамен - один дополнительный письменный", - обратился Садовничий к министру образования и науки. Васильева обещала рассмотреть этот вопрос, добавив, что он "требует обсуждения". В первую очередь на проведение внутренних испытаний, по её словам, могут рассчитывать медицинские, инженерные и педагогические вузы. Но обязательным внутренний экзамен точно в ближайшее время не станет.

Ольга_Васильева Ольга Васильева: "У нас действительно большие проблемы в области подготовки гуманитариев"

Особенное опасение у министра вызывает общий уровень подготовки и школьников, и студентов по гуманитарным предметам, таим как история и отечественная литература. "У нас действительно проблемы, и большие проблемы, в области не только воспитания, но и гуманитарного образования, - заявила министр, рассказав об огорчившей её встрече с талантливыми школьниками России. - И в области подготовки гуманитариев как таковых, и в области гуманитарных дисциплин в технических вузах".

Васильева настоятельно просила ректоров технических вузов не пренебрегать гуманитарным курсами, которые необходимы студентам для общего развития.

Нестандартные стандарты

Говорили и о профессиональных стандартах, которые должны определять образовательный процесс. В том, что такие рамки нужны, сомнения нет, ведь общенациональная система квалификации станет связующим звеном между системой образования, регулируемой государством, и свободным рынком труда. Другой вопрос - кто и как их должен определять.

"Как обычно происходит строительство? Сначала создаётся генеральный план, затем региональный и только потом план отдельного здания. А

мы пошли обратным путём, мы начали со строительства отдельного здания, которое называется "профессиональные стандарты", – отметил ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский.

По мнению эксперта, это приведёт к тому, что одни стандарты будут прописаны хорошо, а другие окажутся недоработаны, но что ещё важнее - не выстроится общей системы. Перекосы есть уже сейчас: например, педагог должен иметь шестой квалификационный уровень, что соответствует бакалавру, а специалист по выплате пенсий - восьмой квалификационный уровень (кандидат наук). Для создания адекватной общенациональной системы нужно сочетать общую рамку профстандартов с активной работой и координацией самих профессиональных сообществ.

Общие вопросы повышения качества подготовки кадров и их адаптации под современные запросы рынка будут прописаны в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР). Присутствовавший на заседании Андрей Фурсенко предложил более детально обсудить её с ректорами вузов на следующем заседании.

РЕЙТИНГ

1.20
голосов: 5

Обсуждение