Наука и технологии России

Вход Регистрация

67 лучших университетов страны: студенческий взгляд

Мы часто забываем, что в сферу услуг входит не только мойка автомобиля, ремонт обуви или, скажем, стрижка в салоне, но и более масштабные направления: здравоохранение, транспорт, образование. Так же, как и все остальные услуги, потребитель имеет полное право их оценивать. Именно для этого создана независимая оценка качества организаций высшего образования, которая позволяет студентам, их родителям и преподавателям через опрос формулировать своё представление о деятельности университета. По результатам таких оценок, представленных 8 ноября на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», в список лучших вошли 67 российских вузов.

Социальный_навигатор Руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина (слева): «Здесь речь о рейтингах не идёт. Есть группа лидеров, которая, согласно опросу потребителей, показывает очень хорошие результаты»

В исследовании, проведённом МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, приняли участие 503 государственных университета и более 100 тысяч респондентов. Около 80% опрошенных – студенты, остальные 20% – преподаватели и родители учащихся.

Оценка качества образования состояла из двух блоков – открытости и доступности информации о деятельности университета (эти данные проверялись организаторами, в основном, на сайтах вузов), а также самого опроса, который касался студенческого опыта. В анкету входили вопросы о комфортности условий вуза, о доброжелательности и компетентности преподавателей и об удовлетворённости качеством образования.

В итоге, все оценки были собраны в интегральный показатель, который начислялся вузу. Университет мог получить от 0 до 10 баллов. У 67 лучших российских вузов, перечень которых можно посмотреть здесь, этот показатель составил от 9 до 10 баллов.

«Только 12 университетов из этого списка располагаются в Москве и Санкт-Петербурге, – подчеркнул директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак. – Для нас это очень важный факт.

Это означает, что региональные вузы проводят очень большую работу по выстраиванию правильных отношений со своими студентами».

Если суммировать ответы респондентов, вырисовывается общая картина того, с чем университеты успешно справляются, а над чем предстоит серьёзно поработать. Так, большинство положительно оценивают доброжелательность и компетентность сотрудников, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса. Напротив, сложно обстоят дела с обратной связью администрации вуза и доступностью информации о ходе рассмотрения какого-либо обращения студента или преподавателя (просьбы, жалобы, вопроса).

Среди профильных направлений вузов по интегральному показателю лидируют юридическое (8,64 балла), медицинское (8,58), педагогическое (8,51) и классическое (8,50). «В числе тех вузов, которые перешагнули порог в 9 баллов, наши медицинские занимают 13,5%, что достаточно отрадно, – комментирует результаты оценки директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова. – Мы будем анализировать результаты этой работы, так как самое важное и сложное – это получить обратную реакцию. Ведь мы готовим кадры не в «никуда», а под конкретные задачи».

Минимальный интегральный показатель был отмечен у вузов аграрной направленности. «Это необычный мониторинг, потому что наши вузы обычно оценивают работодатели и органы власти. Здесь мы посмотрели на ситуацию немного другими глазами, со стороны студентов», – пояснила заместитель министра сельского хозяйства России Елена Астраханцева.

Однако заминистра не совсем принимает такой подход. «Аграрный комплекс нацелен на подготовку студентов, которые востребованы отраслью, – добавила она. – В данном мониторинге интересно разбиты критерии… Они идут, в основном, от студентов.

Но если немного порассуждать: студенту же не всегда нравится, когда с него спрашивают, когда его заставляют проходить практику – надевать резиновые сапоги и идти доить корову.

Но для того чтобы впоследствии управлять молочной фермой, нельзя не обладать такими знаниями. В аграрном комплексе теоретиком быть невозможно».

Надо отдать должное аграрным вузам, именно их выпускники считаются лидерами по востребованности среди работодателей. Тем не менее, независимая оценка призвана отражать совокупный взгляд учащихся на образовательный процесс.

«Мы получаем возможность выявлять лучшие практики, – отметил заместитель министра образования и науки Александр Повалко.

– Это важная история, для того чтобы Минобрнауки и прочие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти имели возможность тиражировать эти практики».

Наконец, организаторы подчёркивают, что оценка качества высшего образования никоим образом не относится к рейтингам и, тем более, не является единственным инструментов оценки качества образования. «Речь о рейтингах не идёт. Здесь нет первых, вторых, третьих, – обращает внимание руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина. – Есть группа лидеров, которая, согласно опросу потребителей, показывает очень хорошие результаты».

В следующем году учредители независимой оценки планируют включить в список участников также негосударственные вузы.

РЕЙТИНГ

4.38
голосов: 8

Обсуждение