Экологическое благополучие шельфа оценят с земли и из космоса

НИИ аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» – активный участник Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического развития России на 2014-2020 годы». Какие результаты достигнуты в одном из проектов, о котором STRF.ru ранее писал, – по разработке методов и созданию экспериментального образца системы мониторинга антропогенных воздействий на шельфовые зоны черноморского побережья Российской Федерации, включая Крымский полуостров, на основе спутниковых и контактных данных – рассказал его руководитель, директор института, академик РАН Валерий Бондур:

Валерий_Бондур
Валерий Бондур

«Целями этого почти трёхлетнего проекта являлись разработка и экспериментальная отработка методов и технологий комплексного наземно-космического мониторинга прибрежных акваторий российского Черноморского шельфа и создание экспериментального образца региональной системы сбора и обработки космических и наземных данных для мониторинга антропогенных и природных воздействий на прибрежные акватории.

В результате выполнения проекта разработан ряд новых принципов, методических подходов и методов, например, таких как:

– принцип формирования динамических образов прибрежных акваторий на основании результатов комплексной обработки спутниковых и контактных данных;

– линейные и нелинейные методы восстановления спектров поверхностного волнения по космическим оптическим изображениям;

– метод обработки мульти-поляризационных радиолокационных изображений морской поверхности;

– методы валидации космических данных с использованием результатов подспутниковых измерений.

Созданный экспериментальный образец региональной наземно-космической системы мониторинга обеспечивает выявление источников и оценку антропогенных и природных воздействий на экосистемы прибрежных акваторий Чёрного моря.

Он состоит из аппаратной части, функционально сопряжённой со средствами приёма различной космической и наземной информации; разработанного специализированного и лицензионного программного обеспечения для сбора, комплексной обработки и анализа космической и наземной информации; наборов тестовых космических и наземных данных, сформированных информационных продуктов и базы данных.

Проведены натурные эксперименты в акваториях Чёрного моря вблизи города Севастополя, поселка Кацивели и города Геленджика с использованием более 20 типов аппаратуры (космические оптические и радиолокационные системы, гидрофизическая, гидрооптическая и гидрохимическая аппаратура), которые подтвердили эффективность разработанных методов, технологий и созданного экспериментального образца региональной системы мониторинга.

АЭРОКОСМОС Слайд из презентации НИИ «АЭРОКОСМОС»

В процессе исследований обнаружены поверхностные и глубинные проявления различных источников загрязнений прибрежных акваторий. Обнаружены места повреждений сбросовых устройств.

АЭРОКОСМОС Слайд из презентации НИИ «АЭРОКОСМОС»

Разработаны рекомендации по снижению негативных воздействий природных и антропогенных факторов на прибрежные акватории, а также мероприятия по обслуживанию и усовершенствованию сбросовых устройств и управлению режимами глубинных стоков.

Результаты проекта будут использованы при создании комплексной системы мониторинга прибрежных акваторий России. Они могут быть востребованы Минприроды России, Росгидрометом, МЧС России, Минтрансом России и другими ведомствами, а также нефте- и газодобывающими компаниями, судостроительными и транспортными компаниями, различными научными учреждениями, ВУЗами и международными организациями.

Результаты проекта представляют интерес для ряда организаций Крыма и города Севастополь».