Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Уровень подготовки выпускников должен соответствовать запросам рынка труда»

Что нового появится в бакалаврских и магистерских программах, а также в онлайн-курсах одного из ведущих вузов России, STRF.ru рассказал проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин.

Сергей_Рощин Сергей Рощин: «Создана новая программа по управлению кадрами государственных организаций». Фото: пресс-служба НИУ ВШЭ

Сергей Юрьевич, каких изменений ждать студентам и слушателям Вышки в новом учебном году?

– В этом году мы расширили спектр наших англоязычных программ. В московском кампусе мы открыли новую бакалаврскую программу по международным отношениям совместно с Лондонским университетом. Эта программа полностью англоязычная, она создана в соответствии с международными и лучшими российскими стандартами образования.

Были ли сложности с набором в связи с тем, что программа преподаётся полностью на английском языке?

– Нет, не было. Так как программа новая, мы делали довольно сдержанные прогнозы по первому набору. Но из-за большого спроса было принято решение об увеличении количества мест.

Прежде у нас была только одна подобная бакалаврская программа по экономике, которая реализуется совместно с Лондонской школой экономики. Но Вышка планирует и дальше развиваться в данном направлении и не останавливаться на этих двух полностью англоязычных программах.

Какой, на ваш взгляд, процент бакалаврских программ в российском вузе может быть полностью на английском языке?

– Это не вопрос количества. Надо говорить о качестве этих программ, о том, под какие направления образования они созданы, кто является партнёрами.

Главное, чтобы эти программы обеспечивали высокое качество обучения, которое позволяет состыковать российские традиции и традиции глобального образовательного рынка.

И тогда эти программы будут целесообразными и востребованными.

Кто контролирует качество образования на таких программах, только Вышка?

– Это программы двух дипломов, и ответственность за результат лежит как на ВШЭ, так и на наших партнёрах.

Коснулись ли изменения магистратуры?

– Перечень наших магистерских программ постоянно обновляется, их у нас больше 100 по разным направлениям образования, в том числе 20 англоязычных программ, на которых учатся как российские, так и иностранные студенты. И в этом году у нас стартует программа «Анализ данных в биологии и медицине». В целом у нас успешно развивается направление магистерских программ по прикладной математике и информатике, но мы стараемся развивать его и создавать новые программы, которые находятся на стыке различных профессиональных сфер деятельности, различных направлений исследований. Новые программы как раз являются междисциплинарными, и, я надеюсь, что они так же будут успешными.

В других предметных областях произойдут какие-либо трансформации?

– Изменения происходят в различных секторах рынка труда. К примеру, современные медиакоммуникации активно развиваются в условиях цифровой среды, где совершенно по-другому выглядит работа с данными. Учитывая этот запрос со стороны рынка, мы запустили программу по журналистике данных, на которую есть хороший спрос со стороны поступающих.

Создана новая программа по управлению кадрами государственных организаций, потому что возрастает значимость подготовки современных кадров для госсектора.

При этом надо понимать, что изменения происходят во всех программах, в том числе и тех, которые были запущены несколько лет назад: мы регулярно обновляем учебные планы, чтобы уровень подготовки выпускников соответствовал запросам рынка труда.

Мы продолжаем развивать новую модель бакалавриата, которая была запущена в 2014 году. Её суть заключается в том, что кроме основного предмета, составляющего профессиональное ядро будущей профессии студента, слушатель изучает связку дополнительных дисциплин, которые расширяют круг знаний, формируют дополнительную сферу интересов. Эти дополнения мы назвали майнорами. На втором и третьем курсах студенты всех программ бакалавриата получают возможность свободного выбора из более 20 различных дополнительных программ.

Мы видим, что ряд таких майноров пользуется большим спросом, как, например, дисциплины связанные с анализом данных, с финансами, менеджментом, гуманитарными знаниями. Каждый год мы обновляем и уточняем для студентов список майноров, которые они могут выбрать.

Планируется ли запуск новых онлайн-курсов?

– Онлайн-курсы, которые университет выпустил за последние три года, в основном сосредоточены на двух платформах – международной платформе Coursera и  национальной платформе «Открытое образование».

На нацплатформе сейчас доступно 24 курса преподавателей и исследователей ВШЭ, на Coursera – 46 дисциплин на русском и английском языках. В этом году мы будем существенно увеличивать количество этих дисциплин. Таким образом, у всех желающих будет возможность изучить некоторые дисциплины, которые преподают в Вышке, без поступления в университет.

Когда платформа «Открытое образование» только создавалась, говорилось о том, что с её помощью вузы могут делиться своими лучшими практиками, а студенты смогут засчитывать пройденные онлайн-дисциплины в вузе. Многие ли студенты пользуются такой опцией или пока в основном используют эти курсы для саморазвития?

– Пока немногие смогли воспользоваться этой опцией. Это же вопрос не к студентам, а к университетам, которые должны засчитывать онлайн-дисциплины. ВШЭ уже достаточно давно, четыре года назад, приняла все необходимые регламенты, и если студент приносит подтверждение того, что он прошел онлайн-курс, мы учитываем это в основной образовательной программе.

На платформе Coursera у Вышки появился такой проект, как специализации. Чем он отличается от обычных курсов?

– Это новый проект Coursera, и в нём участвует не только Вышка.

Специализации объединяют целый блок дисциплин, которые ориентированы на различную прикладную профессиональную подготовку.

Это, скорее, не общеобразовательные курсы, а дисциплины, связанные с развитием конкретных профессиональных навыков. Мы участвовали в конкурсе Coursera на возможность создания таких специализаций и теперь реализуем две специализации финансовой направленности – «Финансовые инструменты для частного инвестора» и «Корпоративные финансы и стоимость компании». И ещё одну мы реализуем в сотрудничестве с университетом Сан-Диего, где участвуют наши преподаватели по computer science, – Data Structures and Algorithms.

То есть это продукт не для студентов, а, скорее, для профессионалов, которые уже работают и им необходимо повысить квалификацию?

– Не совсем. Они могут быть полезны и студентам, потому что специализации дают дополнительные знания, формируют дополнительные умения, навыки, компетенции, которые могут и должны быть востребованы в реальной практике. Но, конечно, они в первую очередь рассчитаны на людей, которые находятся в данной профессиональной сфере, и которым это интересно. В этом и была суть проекта специализации.

Планируется ли в ближайшее время создавать ещё специализации?

– Возможно. Пока нет конкретных решений, но в целом в течение этого года ВШЭ расширит свое представительство и на национальной платформе, и на Coursera по количеству курсов.

Развитие будет в тех же областях, где Вышка уже представлена?

– И в новых тоже. У нас широкий спектр направлений, где мы хорошо представлены, и мы будем их развивать или уточнять. Это всё, что касается экономики, финансов. В области компьютерных наук мы пока представлены только одной специализацией, но будем серьёзно развивать это направление. Это же касается когнитивных наук, нейропсихологии, математики и некоторых гуманитарных наук.

Обсуждение