Наука и технологии России

Вход Регистрация

Имитации замещают инновации

О новых подходах к формированию научно-технической и инновационной политики в России рассказал на XVII Апрельской международной научной конференции первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг:

Леонид_Гохберг
Леонид Гохберг: масштабы производства инновационной продукции в 2014 году составили порядка 8% от всего объема отгруженной продукции предприятий

Проблемы и ограничения развития сферы НТИ России хорошо известны. По масштабам абсолютных расходов на науку страна входит в число мировых лидеров (в 2014 г. – 7-е место); но по доле в ВВП она отстает не только от большинства развитых, но и от некоторых быстро развивающихся экономик. Более 60% всех средств в науку поступает из бюджета, а их основными потребителями являются преимущественно либо бюджетные структуры, либо компании, самым тесным образом ассоциированные с государством. При этом государство по отношению к ним выполняет в основном роль финансиста и контролера, но не эффективного инвестора или партнёра.

Бизнес мало заинтересован в инвестировании в науку. С 2000 года его вклад как источника финансирования здесь даже уменьшился с 33 до 27%.

При этом предпринимательский сектор поглощает примерно 60% общих затрат и значительную часть бюджетных ассигнований на науку. Эти цифры позволяют раскрыть одну из причин низких масштабов вложений бизнеса в науку и невысокого уровня их отдачи.

Получая средства от государства, российские компании, как правило, не активизируются в этой области, а замещают собственные средства на проведение исследований, закупку научных результатов и новых технологий государственными.

Слабую инновационную активность демонстрируют практически все экономические акторы. В первую очередь, это касается предприятий – ключевого субъекта инновационных процессов, призванного обеспечить непосредственное преобразование знания в продукцию, услуги, другие экономические блага. Совокупный уровень их активности в России с 2000-х годов колеблется на уровне 10%, что существенно ниже, чем в развитых и многих развивающихся странах. Исключение составляют несколько высокотехнологичных секторов – производство фармацевтической продукции, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, авиакосмической техники, ИКТ. Не впечатляют масштабы производства инновационной продукции (в 2014 году порядка 8% от всего объема отгруженной продукции предприятий).

Российские инновационные предприятия, как правило, предпочитают имитационные стратегии развития.

Только 2% предприятий промышленности ориентированы на зарубежные рынки; ещё меньше – 1% – выпускают новую для мирового рынка продукцию, успешно продвигают ее в условиях глобальной конкуренции.

Выявленные тренды влекут за собой дальнейшее расслоение экономики по разным технологическим укладам. Недостаточные мотивация и спрос со стороны бизнеса, неустойчивая сеть кооперационных взаимодействий компаний с научным сектором не только ослабляют потенциал инновационного развития России, но являются серьезным ограничением для реализации целей и задач политики.

Здесь важны перенастройка политики и переход к доказательной модели с учетом разнообразия стратегий (режимов) инновационной деятельности компаний и отраслевой специфики; оценка и отбор наиболее релевантных инструментов регулирования (policy mix); широкая презентация в обществе комплексной долгосрочной программы мер.


Пленарная сессия «Технологические вызовы и инновации», прошедшая в рамках XVII Апрельской международной научной конференции. Источник: НИУ ВШЭ

РЕЙТИНГ

4.84
голосов: 100

Обсуждение