Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Ответственность, адаптивность, экспертность»

Технологические революции, смена технологических укладов, циклы Кондратьева – экономисты могут использовать разные термины, но суть процессов, происходящих в мировой экономике, от этого не меняется. Она сводится к тому, что новые технологии всё быстрее вытесняют старые, причём «выстреливают» иногда довольно неожиданные идеи. Как в такой ситуации предсказать будущее и определить, какие специалисты понадобятся нам через 5–10 лет? И, главное, как их подготовить? Эти вопросы обсудили эксперты в рамках круглого стола «Профессии будущего», прошедшего в преддверии III Московского международного салона образования.

Круглый_стол Лучшие российские специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения обсудили вопросы прогнозирования занятости

Кусок хлеба и закат профессий

«Профессии не нужны, они отомрут, – уверен Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры РВК. – Профессии – это характерная черта индустриальной эпохи, когда работники выполняют стандартизированные действия. А все стандартизированные действия будут выполнять роботы, к этому надо готовиться».

Сегодня, по мнению собравшихся экспертов, ни российские компании, ни семьи, в том числе сами абитуриенты, которые в результате и принимают решения относительно будущей карьеры, не готовы к таким переменам. «Существует так называемое проклятие родителей, – пояснила Алёна Владимирская, основатель проекта «Антирабство» и куратор кластера «Профориентация» ММСО 2016. – Естественно, каждый родитель хочет для своего ребёнка самого лучшего.

Мы все исходим из того, что наши дети должны быть сыты и довольны. И это приводит к тому, что родители ориентируют своих детей на профессии прошлого, которые по их опыту, дадут «верный кусок хлеба».  На самом же деле среди таких «популярных» профессий немало «вымирающих», например, бухгалтер или маркетолог.

Как же сориентировать будущих специалистов и их семьи?

Три столпа

Во-первых, надо понять, кому играть первую скрипку, когда речь идёт о прогнозировании востребованности тех или иных работников. Должны ли это делать работодатели, регуляторы или какие-то ещё силы?

С одной стороны, запрос на новых специалистов от «потребителей» рабочей силы – это логично. Большие корпорации уже этим занимаются, например, Boeing, подчеркнул руководитель проекта «Атлас профессий будущего» Дмитрий Судаков. Сформированный бизнесом запрос на необходимых специалистов может быть реализован как в корпоративных учебных центрах, так и в стенах вузов в рамках целевых программ.

С другой стороны, у большинства компаний не хватает ресурсов для развития ещё и образовательного направления, да и своё место на рынке через 10 лет они определить не могут. Возможно, стратегическим планированием, которое определяет потребность в профессионалах того или иного профиля, должно заниматься государство? И если так, то где должна заканчиваться зона его ответственности?

«У государства в системе образования несколько задач, – отметил заместитель Министра науки и образования Российской Федерации Вениамин Каганов. – Первая задача, как записано в законе об образовании, – государство должно создать условия для развития ребёнка. Вторая – государство заботится о том, чтобы дети и взрослые, которые живут в стране, могли что-то делать для государства, то есть, иметь соответствующую квалификацию, вовремя и в том месте, где она необходима».

Вениамин_Каганов Вениамин Каганов

При этом образовательные задачи для людей и для государства могут различаться, хотя стратегически они совпадают, добавил замминистра. К примеру, несколько лет назад желания родителей, чтобы их дети стали экономистами и юристами, не совпадали с потребностями государства. Поэтому государство должно как-то вмешиваться, обозначать векторы развития. Ведь иначе человек потеряет своё время, а результата может и не быть.

Формулирование таких направлений будет гораздо более эффективным, если между бизнесом и государством будет налажен диалог, а помочь спроектировать пути дальнейшего развития может экспертное и научное сообщество. «Без вовлечения всех ключевых стейкхолдеров развитие невозможно», – заявил Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Он отметил, что в рамках Высшей школы экономики такая работа уже ведётся, в частности, есть аналитические материалы, которые обозначают рынки будущего и подсказывают компаниям, на какое инновационное направление следует обратить внимание. В ходе обсуждения родилась идея адаптировать эти исследования и распространить среди родителей.

Нашлись и сторонники либерализации системы образования. Если в Советском союзе именно государство было «потребителем» рабочих кадров, что давало ему право формировать запрос для вузов, то сегодня потребности экономики изменяются очень быстро, и громоздкая машина государственных вузов не успевает менять и внедрять программы и образовательные стандарты, заметил Алексей Гусев. По мнению эксперта, более гибким решением было бы развитие корпоративных и независимых (негосударственных) центров обучения для взрослых и кружков естественнонаучного и технического творчества для детей.

Алексей_Гусев Алексей Гусев: «Профессии не нужны, они отомрут»

При этом

сохранение высокого уровня «универсальных знаний» – важная задача. Фундаментальное образование в России действительно одно из лучших в мире, и поддерживать эти традиции – задача государства,

подчеркнул Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.ru. Именно на этом должны сосредоточиться школы и частично вузы.

От профессий к компетенциям

Вообще, идея, что профессии как таковые изживают себя, появилась не вчера, но год от года становится всё более актуальной. Сегодня, даже получив высшее образование, специалист обязан доучиваться и постоянно осваивать новые навыки. Эти тенденции видны и на рынке труда: среди требований к кандидатам редко увидишь строчку «диплом по специальности…». Вместо этого перечислены компетенции (программировать в определённых средах,  составлять отчёты и т.д.) и личностные качества (коммуникабельность, умение работать в команде и желание реализовать себя).

«Если мы посмотрим на успешных людей 35–40 лет, у них есть ряд общих качеств: ответственность за свою жизнь, за свои решения, адаптивность (то есть, они не боятся пойти переучиваться) и экспертность (то есть, глубокие знания и понимания механизмов функционирования) в своей области»,

– сказала Алёна Владимирская.

С такими жизненными установками, да ещё с хорошим базовым пониманием научной картины мира, любой работник будет на вес золота!

РЕЙТИНГ

3.60
голосов: 5

Обсуждение

Новости

Правильно подобранная музыка улучшает вкус пива

В США разработали программу, корректирующую селфи под профессиональные снимки

Самая глубокая голубая дыра на планете находится в Южно-Китайском море

Лазерный твистер раскрутит Интернет

Античный город времен Боспорского царства раскрывает секреты своей обороны

Фотосинтетический искусственный лист превращает СО2 в топливо

Кстати,
на
52%
сократились...
Конференция IPS-21 IVAO