Наука и технологии России

Вход Регистрация

Доступное образование

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов выступил с докладом о ключевых результатах работы ведомства в 2014/2015 учебном году и планах по развитию российской системы образования на «правительственном часе» в Государственной Думе.

Дмитрий_Ливанов
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации

Дошкольное образование

Его доступность для детей от трёх до семи лет на 1 января 2016 года составила, по словам Дмитрия Ливанова, 99%. Незначительные очереди сохранились в шести регионах России, в основном в Крымском и Северокавказском федеральных округах – в силу объективных причин.

За три года построено более полутора тысяч новых зданий детских садов, возвращено около 300 зданий, ранее переданных из системы дошкольного образования, создано более 1,15 миллиона новых.

Меняется содержание дошкольного образования. «Детские сады впервые начали работать по новому федеральному образовательному стандарту, который задаёт параметры современного качества», – пояснил глава Минобрнауки России.

Работа по обеспечению доступности дошкольного образования, поддержке негосударственного сектора, семейных детских садов продолжится. «Перед нами стоит задача расширения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», – сказал министр. И добавил:

ставится задача недопущения необоснованного роста родительской платы за детсады – он не должен превышать темпов инфляции.

Наша школа

Дмитрий Ливанов отметил улучшение условий обучения школьников: «Большинство школ оснащено современным оборудованием. Практически все школы подключены к Интернету». В 2014 году, впервые за последнее десятилетие, доля молодых учителей, по его словам, превысила долю учителей пенсионного возраста. Рост зарплаты достиг заданных показателей, профессия учителя вновь стала престижной.

«Школы поэтапно переходят на новые образовательные стандарты, согласно которым результаты образования – это не только предметные знания, но и личностные качества, сформированная гражданская идентичность ученика», – уточнил руководитель ведомства.

Конкретизируются требования к предметным результатам школьного образования, определены общие рамки содержания школьных курсов по математике и отечественной истории. В Год литературы подготовлен проект концепции преподавания русского языка и литературы в школе. Планируется разработать концепции преподавания географии, обществознания и других предметов школьной программы.

Единый государственный экзамен в 2014 и в 2015 годах был проведён без серьёзных нарушений. Из заданий по ЕГЭ исключена тестовая часть, которую называют «угадайка». «Единый государственный экзамен в его нынешнем виде успешно выполняет свою функцию, и никаких значительных изменений в ближайшие три года мы вносить в него не планируем», – заявил Дмитрий Ливанов.

Продолжается создание федеральной и региональной систем оценки качества образования – апробированы всероссийские проверочные работы, начались национальные исследования качества образования.

Предстоит реализовать «сверхмасштабный проект» по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, ликвидировать в школах в течение 10 лет вторую и третью смену.

«К 2021 году предполагается перевести в односменный режим начальную и старшую школу. На втором этапе, к 2025 году, обеспечить обучение в одну смену учеников основной школы и перевести всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы», – сообщил глава Минобрнауки России.

Ведомство планирует завершить работу по избавлению педагогов от излишней отчётности, сократить административную нагрузку на образовательные организации и учителей по составлению внутренних и внешних отчётов.

Где можно получить дополнительное образование

Всё более доступным, по мнению Дмитрия Ливанова, становится дополнительное образование: доля детей, занимающихся в кружках, школах искусств и спортивных школах, достигла 64%, улучшаются условия для занятий спортом в сельских школах – за 2 года отремонтировано 2,5 тысячи спортзалов. Осуществляется переход на нормативное обеспечение дополнительного образования – чем больше учащихся, тем больше финансирование.

В этой сфере предстоит решить две задачи: поддержать негосударственный сектор и приобщить больше детей к техническому и инженерному творчеству (сейчас примерно 10% детей занимаются в таких кружках). Во исполнение майского указа Президента России, ведомство планирует обеспечить к 2020 году увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования,  до 70–75%. Обучаться по таким программам дети уже сегодня могут не только в специализированных организациях, но и в школах, музеях, вузах.

Министр проинформировал депутатов Госдумы о том, что 20% школ имеют все условия для получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья наряду с сохранением и развитием коррекционных школ.

Что касается поддержки сирот, то приоритет отдаётся приёмным семьям и возвращению детей в родную семью. В 2015 году передано в семьи 69 тысяч детей, и число сирот в банке данных сократилось на 18%.

Среднее профессиональное образование также будет поддержано на федеральном уровне. В 2016  году, по словам министра, будет создано шесть межрегиональных центров компетенций, а в 2019-м – в Казани пройдёт чемпионат мира по профессиональному мастерству (WorldSkills).

Высшая школа

«Доступность высшего образования для выпускников 11-х классов школ в России сохраняется на протяжении четырёх лет на одном и том же уровне – около 56–57%», – сообщил Дмитрий Ливанов. При распределении контрольных цифр бюджетного приёма Минобрнауки России исходит из потребностей регионов и отраслей. Так, на будущий год учтены пожелания 13 тысяч ведущих российских работодателей. При этом бюджетные места по экономическим и гуманитарным направлениям подготовки сокращаются, а по востребованным инженерным, естественнонаучным, медицинским и педагогическим – увеличиваются.

«Особое внимание уделяется развитию инженерного образования, например, мы внедряем прикладной бакалавриат, когда в образовательной программе больше времени отводится практике», – сказал министр, отметив высокую эффективность запущенной в 2014 году программы «Новые кадры для оборонного комплекса».

Оказывается поддержка педагогическому образованию – на базе 45 педвузов и классических университетов, по словам Дмитрия Ливанова, «опробовано более ста новых модулей образовательных программ в сфере педагогического образования».

Минобрнауки России пристально следит за качеством высшего образования, проводя ежегодный мониторинг эффективности вузов. По его результатам из реестра лицензий исключено 400 негосударственных вузов и филиалов, неспособных обеспечить высокое качество образования. Приостановлено действие государственной аккредитации свыше 220 вузов и филиалов, введён запрет на приём в 80-ти вузах и филиалах. «Но во всех подобных случаях студенты получают возможность доучиться на тех же условиях, на которых они поступили в других вузах, но уже с более высоким качеством», – уточнил Дмитрий Ливанов.

Минобрнауки России отобрало 21 ведущий университет для реализации программы повышения международной конкурентоспособности (проект 5-100). «И за два года, которые мы реализуем эту программу, многие наши вузы заметно продвинулись в мировых рейтингах», – сказал глава ведомства.

Одной из задач на 2016 год Дмитрий Ливанов назвал продолжение работы «по сближению университетов и региональных экономических систем», для чего

запущена программа по созданию в регионах опорных вузов, которые «будут готовить кадры для высокотехнологичных, инновационных, наукоёмких отраслей». В 2016 году планируется открыть 20 таких университетов, а в 2017-м – ещё 30.

Обсуждение

Новости

Роскосмос создаст возвращаемую ракету-носитель

Индийские учёные нашли золото в коровьей моче

Употребление алкоголя в преклонном возрасте вызывает рак

День в истории: 29 июня

Макияж прибавляет женщинам престижности и доминантности

В Москве нашли кабак елизаветинских времён

Кстати,
на
52%
сократились...
Конференция IPS-21