Российские учёные выявили генотип людей, склонных к депрессии

Исследователи из НИИ психического здоровья СО РАМН показали связь между присутствием в генотипе человека разновидности гена рецептора серотонина и наличием депрессивных расстройств. Полученные результаты могут быть полезны в практической медицине: с их помощью можно подбирать более точные, персонифицированные лекарственные средства для борьбы с депрессией.

Светлана_Иванова Светлана Иванова (за одной из самых последних моделей прибора для ПЦР, на котором делается генотипирование): «Дальнейшие исследования молекулярно-биологических и нейрогуморальных факторов психических расстройств позволят выделить критерии развития депрессивной симптоматики и сформировать “группы риска” для наблюдения пациентов уже на начальных этапах заболевания»

В появлении и развитии депрессивных состояний одну из главных ролей играет серотонин, вернее, его дефицит. Серотонин – вещество, выступающее в нервной и эндокринной системах как модулятор, то есть компонент, который влияет одновременно на множество нервных путей и процессов. В частности, доказано, что нехватка серотонина может привести к снижению настроения, двигательной активности и мотивации за счёт снижения выработки гормонов двух нейроэндокринных желёз – гипоталамуса и гипофиза.

Учёные из лаборатории молекулярной генетики и биохимии (заведующая лабораторией – профессор, доктор медицинских наук Светлана Иванова) ФБГУ «НИИПЗ» СО РАМН поставили целью выяснить, какие молекулы, задействованные в нервной системе в восприятии и переработке серотонина, влияют также и на наличие или отсутствие депрессии у человека. Передачу серотонина от нейрона к нейрону регулируют 17 молекул, которые теоретически способны влиять на контролируемые этим веществом формы поведения человека (см. рисунок).

В лаборатории проверили множество генов рецепторов к серотонину и переносчиков этого модулятора, а также других нейрогуморальных факторов (нейротрофические факторы мозга, нейростероиды), которые связаны с нейропластичностью и находятся во взаимосвязи с нейромедиаторными системами мозга.

Учёные выявляли, как эти вещества участвуют в возникновении и развитии симптомов депрессии. В нынешнем исследовании внимание было сфокусировано на гене одного из типов рецептора к серотонину – 5HT2C. Этот ген был выбран потому, что кодируемая им разновидность рецептора присутствует в клетках пути регуляции выброса гормонов гипоталамуса и гипофиза (части эндокринной системы, отделы головного мозга), которые, в свою очередь, определяют общее эмоциональное состояние человека.

Ген 5HT2C имеет две разновидности (два аллеля) – C и G. Продукт каждой разновидности отличается от другого способностью связывать серотонин. Белок, кодируемый аллелем С, связывается с молекулами модулятора с силой в два раза меньшей, чем вариант молекулы, получаемый от аллеля G. Человек, как и другие животные, во всех клетках организма, кроме половых, имеет двойной набор хромосом, а следовательно, и генов. Таким образом, при одинаковой концентрации серотонина индивиду, имеющему генотип GG по гену 5HT2C, для нормального функционирования связанных с нейромодулятором систем потребуется концентрация серотонина вполовину меньше той, что будет нужна человеку с генотипом СС.

Означает ли это, что у обладателей генотипа СС более высокие шансы развития депрессии? Результаты исследования лаборатории Светланы Ивановой дают положительный ответ на этот вопрос. Среди пациентов с депрессивными расстройствами вариант С гена рецептора серотонина и генотип СС встречались чаще, чем среди здоровых участников исследования.

Несмотря на то, что работа первоначально позиционировалась как фундаментальная, практическое применение её результатов возможно и даже необходимо.

«Дальнейшие наши исследования молекулярно-биологических и нейрогуморальных факторов психических расстройств позволят выделить критерии развития депрессивной симптоматики и сформировать “группы риска” для наблюдения этих пациентов уже на начальных этапах заболевания и предотвратить неблагоприятную тенденцию в динамике расстройств, – замечает Светлана Иванова. – Это откроет новые направления терапевтического воздействия на основе дифференцированного применения фармакологических средств с учётом фенотипа пациента, что позволит снизить риск развития побочных эффектов психофармакотерапии и дифференцированно подходить к организации лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий».

Иными словами, знание того, какие варианты генов, задействованных в серотониновой системе, присутствуют у данного человека, позволит подбирать индивидуальные, а значит, наиболее эффективные средства лечения депрессии.

Работа выполнена при поддержке РГНФ №11-36-00213а1 «Серотониновая система в модуляции агрессивного и депрессивного поведения: разработка новых подходов к прогнозированию, диагностике и лечению психических расстройств».

Источник информации:

Левчук Л.А. и др. «Ассоциация полиморфизма гена рецептора серотонина 2С (HTR2C) с депрессивными расстройствами». Фундаментальные исследования, 2013, № 1.

В человеческой слюне найдена новая форма жизни