Российские учёные проверили влияние мобильников на инфузориях

Современные люди проводят много времени в зоне слабого электромагнитного излучения. В России действуют санитарно-эпидемиологические нормы, которые устанавливают предельно допустимое среднее значение плотности потока энергии (ППЭ) для радиочастотных воздействий. Но, как определили сотрудники кафедры биологии Обнинского института атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», радиочастотное воздействие на частоте мобильной связи оказывает вредное влияние на инфузории даже при ППЭ в два раза ниже допустимого.

Предельно допустимое среднее значение ППЭ составляет в России 10 мкВт/см2. Это самый жёсткий в мире норматив, и основан он на наблюдениях, проведённых с участием немногочисленных добровольцев, а также на опытах на животных и растениях.

Обнинские учёные проводили эксперименты на инфузориях Spirostomum ambiguum (спиростомах). Этих простейших очень часто используют в качестве тест-объектов, а вредное влияние различных факторов окружающей среды оценивают по снижению двигательной активности. Инфузорий помещают в специальную камеру и наблюдают в световой микроскоп с расчерченным объективом. Считается, что чем больше линий пересечёт спиростома за одну минуту, тем она подвижнее.

Инфузорий облучали на частоте мобильной связи 1 ГГц при трёх значениях ППЭ: предельно допустимом, в два раза меньшем и в пять раз большем. Когда спиростомы находились в электромагнитном поле с предельно допустимой величиной ППЭ, то уже через 30–40 минут их подвижность резко снижалась примерно на 40 процентов по сравнению с необлучёнными инфузориями. При ППЭ в два раза ниже допустимого время безопасного облучения составляло уже 8–9 часов, а при пятикратном превышении предельно допустимого ППЭ – всего 10 минут. Исследователи отмечают, что во всех случаях подвижность инфузорий снижалась скачкообразно примерно на 40 процентов, причём при более длительном облучении она не менялась.

По мнению учёных, практическое значение их исследований заключается в том, что позволяет количественно определить влияние радиочастотных воздействий низкой интенсивности на биоту. Особенно интересны данные о том, что в ходе экспериментов были выявлены безопасные периоды такого воздействия, продолжительность которых зависит от ППЭ.

Источник информации:

Е. И. Сарапульцева, Ю. В. Иголкина «Изучение зависимости биологической опасности слабого радиочастотного воздействия от значения плотности потока энергии. Эксперименты на инфузориях Spirostomum ambiguum, облучённых на частоте мобильной связи (1 ГГц)». Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2011, № 4.

Живая наука. Искусство науки - 2011