21.01.10 | Информнаука: Биотехнологии Информнаука

Московские чайки попали в "экологическую ловушку"

Олицетворение свободы – птицы, оказывается, не так уж и свободны. Приспосабливаясь к жизни по соседству с человеком, они могут попасть в зависимость от нас, и это существенно осложняет жизнь пернатых. На совещании по охране природного комплекса г. Москвы, которое прошло 11-12 января 2010 года в Ботаническом саду МГУ, президент Союза охраны птиц России, кандидат биологических наук Виктор Анатольевич Зубакин рассказал о том, что случилось с озерными чайками, которым блага цивилизации оказали медвежью услугу.

Озерная чайка - одна из самых обычных птиц Москвы и Подмосковья. Летом их можно встретить у любого водоема, но гнезда они строят далеко не везде. Озерные чайки – птицы общественные, и селятся большими колониями. Конечно, для этого нужен подходящий водоем. Лучшие места, где гнезда и птенцы будут в безопасности - заросли тростников, особенно если корни водных растений сплелись в плавающий ковер – «сплавину». В средней полосе такие водоемы – не редкость, но в Москве и ближайших пригородах – наперечет. Тем не менее, чайки такие места находят.

Всего в десяти километрах от МКАД, в городе Лобня на небольшом озерке Киёво долгие годы существовала колония озерных чаек, прямо посреди городской застройки. Эта колония была известна орнитологам с начала 20 века, периодически в ней подсчитывали птиц и их гнезда. До середины 70-х годов число чаек было стабильным, 4-6 тысяч пар, но потом стало быстро расти. Несмотря на беспокойство со стороны местных рыбаков и собак, их становилось все больше и больше. Максимум был достигнут в 1986 г., тогда ученые насчитали на озере Киёво 45-50 тысяч чаячьих пар. Конечно, естественного корма на такую ораву в озере не хватало, и это ученых озадачивало. Наблюдения за утренними разлетами показали, что почти все чайки направлялись на большую городскую свалку. Но вскоре ее закрыли. Дальнейший ход событий оказался трагичным: чайки не смогли вернуться к традиционному способу кормёжки, ловле рыбы. Их число стало резко снижаться, и сейчас на озере Киево не гнездится ни одна чайка.

Привыкшие к дармовщине свалок, птицы перебрались в другие места – в основном на Люблинские поля фильтрации. Эта колония тоже просуществовала недолго – поля засыпали, на их месте образовался спальный район Марьино. Пришлось «беженцам» искать себе новые районы для поселений, но в основном колонии все равно возникают в привычном для чаек антропогенном ландшафте, по соседству со свалками. Хотя общая численность озерных чаек в Москве и ближайшем Подмосковье за последние годы уменьшилась, в настоящее время существует несколько крупных колоний. Чайки живут на водоемах Лосиного Острова, в Бисеровском рыбхозе и на Люберецких полях фильтрации, которые, впрочем, тоже скоро засыплют. Кроме того, появились новые мелкие колонии. Но самое большое и «перспективное» гнездовье (почти 5 тыс. пар) находится неподалеку от станции Марк Савёловской железной дороги. Поскольку в непосредственной близости от колонии появилась большая Долгопрудненская свалка, весьма вероятно, что это поселение чаек будет расти, как когда-то колония на озере Киёво.

Переход на диету из отбросов оказался для чаек своеобразной «экологической ловушкой», привязавшей их к московскому мегаполису и определившей судьбу их поселений. «Похоже, - подытожил свое выступление докладчик, - что чайки московской урбанизированной популяции уже не могут вернуться к «нормальному» образу жизни и питанию естественными кормами».

Дополнительная информация: Зубакин Виктор Анатольевич, президент Союза охраны птиц России, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем эволюции и экологии им. Северцова, E-mail - victor@zubakin.ru, тел. (495) 672-22-63